Суздальская плинфа. Князь Владимир Всеволодович Мономах

Главная / Кирпич / Древний кирпич - плинфа

Древний кирпич - плинфа

Осуществляя сегодня производство и продажу современного кирпича и ЖБИ во Владимире , компания «Мир кирпича и железобетона» считает своим долгом периодическое обращение к истории изготовления кирпича в разные периоды мировой истории, чему и посвящает очередную публикацию из данного цикла.

Начальный этап кирпичного строительства, осуществляемого древними римлянами и греками, ознаменован использованием необожженного кирпича (кирпича-сырца). Со временем были приобретены навыки производства обожженного кирпича. Его использование обеспечило большие возможности возведения городов. О мастерстве древних строителей свидетельствуют многие сооружения, дошедшие до наших времен.

Плинфа — древний кирпич

Древние римляне и греки обладали высоким уровнем мастерства изготовления кирпичей, о чем свидетельствует появление самых древних обожженных кирпичей, называемых плинфами. Буквальное значение слова «plinthos» — кирпич.

Изготовление кирпичей такого рода осуществлялось с применением специальных форм, выполненных из дерева. Естественная сушка осуществлялась в течение 10-14 дней, затем следовал обжиг в печи. Плинфы имели форму прямоугольника и достаточно большие размеры. Уже древние римляне при изготовлении кирпичей стремились к выработке определенного стандарта, который определялся размерами 50х55х4,5 см.

В Византии размеры плинфы были несколько другими — 30х35х2,5. Размер кирпичей мог быть и поменьше. Такой строительный материал использовался в качестве черепицы. Исследования свидетельствуют о том, что древние кирпичи были значительно тоньше современных, что, впрочем, не мешало римлянам и грекам возводить грандиозные сооружения. Нередко при изготовлении кирпичей отклонялись от стандарта, придавая им форму квадрата или даже треугольника.

Греция была богата природным камнем — только он и мог конкурировать по востребованности с кирпичом. И все же «камень из глины» был предпочтительнее, поскольку применение дикого камня требовала достаточно больших усилий от строителей, связанных с трудоемкими каменотесными работами.

Прочность, надежность, долговечность

Древний кирпич, называемый плинфой, был плоским и широким. Его прочностные характеристики были весьма высокими. Строения, сооруженные с применением плинфы, отличались долговечностью и высокой надежностью: они выстаивали веками, несмотря даже на неблагоприятные условия, такие как сильные ветра и нескончаемые дожди.

Сооружения из плинфы были мощными, надежными долговечными и выдерживали натиск любых неблагоприятных погодных условий, будь то проливные дожди или мощные ветра. Храмы, арки, гробницы, выполненные из плинфы, отличались истинным великолепием и эксплуатировались по назначению целыми столетиями. Существуют строения из кирпича, возраст которых исчисляется даже не веками, а тысячелетиями!

История древнего старинного кирпича

Немногие строительные материалы могли бы соперничать по древности с глиной. Её освоение человеком продолжалось не одно тысячелетие. Возраст древнейших предметов из обожжённой глины, найденных в Словакии, на стоянке времён палеолита, составляет около 24 тысяч лет. Изделия из обожжённой глины обозначаются термином «керамика», а самым важным продуктом в гончарном деле является кирпич. В строительстве обожжённый кирпич применяется с древних времён. Тому примером египетские постройки, возведённые в третьем и втором тысячелетиях до н.э. Кирпич, как строительный материал, упоминается в Библии : «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11:3). Большое значение кирпич имел для зодчества Междуречья и Древнего Рима, где из него выкладывали арки, своды и другие сложные конструкции. В Египте и Месопотамии кирпич умели обжигать ещё за три тысячелетия до нашей эры. Постепенно сырцовый кирпич был вытеснен керамическим. Тому причиной - низкая водостойкость. Керамический кирпич был более надёжным и долговечным. Получается он путём обжига сырцового. По данным, оставленным Геродотом, во времена, когда Вавилоном правил царь Навуходоносор (VI век до н.э.), этот город был одним из самых больших и красивых в мире, что во многом обязывает керамическому кирпичу. В описании прообраза Вавилонской башни, семиярусного храма, Геродот отметил, что облицован храм был голубым глазурованным кирпичом. Город-государство Ур, расположенный в Междуречье, был обнесён стеной из необожжённых кирпичей, ширина которой была 27 метров. Ур был столицей Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н. э. Своеобразную форму имел кирпич в Древнем Востоке. Он носил форму глиняных бутылок и был похож на современные буханки белого хлеба. Самой распространённой формой древнейшего кирпича являлся квадрат со сторонами 30-60 см и толщиной 3-9 см. Такие кирпичи использовались в Древней Греции и Византии, и назывались они плинфа, что в переводе с греческого означает «кирпич».

История создания старинного кирпича в России

Появление в Х веке на древней Руси кирпича произошло благодаря византийской культуре. Массово его применять стали с конца столетия. Секрет производства кирпича привезли с собой византийские строители, приехавшие вместе со священниками, учёными и другими мастерами после крещения в 988 году. Десятинная церковь в Киеве стала первым кирпичным строением в древней Руси. Сооружение первых кирпичных домов в Москве было произведено в 1450 году, а первый кирпичный завод в России был построен в 1475 году. Прежде кирпич производился в основном при монастырях. Он применялся при перестройке Московского Кремля в 1485-1495 гг. Примером тому стало строительство кремлёвских стен и храмов, которое велось под руководством итальянских мастеров. В 1500 году кирпичный Кремль был возведён в Нижнем Новгороде, через 20 лет идентичный построили в Туле, а в 1424 году, в Московской области, был построен Новодевичий монастырь.

Зодчие древней Руси широко использовали плинфу размером 40х40 см и 2,5-4 см в толщину. К примеру, строительство Софийского собора в Киеве происходило при использовании такой плинфы. Объясняет её форму и размеры простота формования, сушка и обжиг «тонких» кирпичей. Характерным признаком кладки из плинфы являются довольно толстые швы раствора с прослойками из природного камня после нескольких рядов кладки. Использовалась плинфа в России вплоть до XV в. Сменил её «аристотелев кирпич», схожий по размерам с современным аналогом. На протяжении веков форма и размеры кирпича постоянно менялись, но главным критерием всегда было удобство работы с ним каменщика, чтоб размер и сила руки были соизмеримы с кирпичом. Например, по российскому ГОСТу вес кирпича должен быть не более 4,3 кг. Стандарты современного кирпича были установлены в 1927 году и остаются таковыми до сих пор: 250х120х65 мм. Каждая из граней кирпича имеет своё название: наибольшая называется «постель», боковая длинная – «ложок», а наименьшая – «тычок». Оценка качества строительного материала при Петре I была очень строгой. Одним из самых простых способов проверки качества кирпича было свалить с телеги всю привезенную на стойку партию, и если разбивалось более трёх штук, то всю партию браковали.

Первым кирпичным петербуржским домом считаются палаты адмиралтейского советника Кикина. Построены они в 1707 году. Позже, в 1710 году, построили дом канцлера Г. П. Головина, на Троицкой площади. Затем дворец Царевны Натальи Алексеевны, которая была сестрой Петра I, сооружён в 1711. В 1712 году производилась постройка летнего и зимнего дворцов Петра I. С 1710 по 1727 гг. строился Меньшиковский дворец - первый крупный кирпичный дом в Петербурге. Дворец многократно перестраивался, но, тем не менее, первоначальный облик сохранил. Теперь он используется в качестве музея, является филиалом Государственного Эрмитажа.

Уже в XVIII веке для выявления бракоделов производителям велели клеймить свои кирпичи. В 1713 году по указу Петра I возле Санкт-Петербурга были построены новые кирпичные заводы. Каждому из их владельцев император дал задание произвести как можно больше кирпичей. Мастеров для работы собирали со всей России. Также по указу запрещалось строить каменные здания в других городах страны под угрозой отъёма имущества и отправки в ссылку. Этот пункт был написан специально для того, чтобы оставить без работы каменщиков и прочих мастеров, в расчете на то, что те сами придут застраивать Петербург. Всякий въезжавший в город должен был «заплатить» за проезд кирпичом, который он привёз с собой. Есть версия, что Кирпичный переулок так назван потому, что в месте его расположения был склад кирпичей, взятых за въезд в город.

Техника производства кирпича продолжала оставаться примитивной и трудоёмкой до XIX века. Формование кирпича производилось вручную, сушился он только летом, обжиг происходил в напольных печах-времянках, которые выкладывались из высушенного кирпича-сырца. Середина XIX столетия ознаменовалась началом активного развития кирпичной промышленности, в результате чего появились современные заводы, производящие кирпич нашего времени. Кирпич был и остаётся популярнейшим строительным материалом для различных конструкций, будь то простые заборы, роскошные виллы или многоэтажные здания. Благодаря разнообразию цветов и форм, строения из кирпича всегда имеют неповторимый облик. Удобство в работе, прочность и долговечность этого строительного материала ещё долго будут держать его в лидерах среди строительных материалов. Сегодня в мире выпускается более 15 000 сочетаний размеров, форм, фактур поверхности и цветов кирпича. Выпускаются полнотелый и пустотелый кирпичи, поризованные керамические камни с повышенными теплозащитными свойствами.

Русский царский кирпич второй половины ХIХ века обычно весил около10 фунтов, или порядка 4,1 кг, и имел размеры 26-27х12-13х6-7 см. Такие габариты имеет строительный старинный кирпич гражданских и культовых построек Коломны, выстроенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 г. и остается таковым и поныне: 250х120х65 мм. Российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения - внутренними. Все старинные кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовочными кирпичами, или забутовкой.

Исторически так сложилось, что керамический кирпич в общей истории строительной индустрии мировой практики нашел надежную нишу своего применения, в которой до сегодняшнего дня играет важную и лидирующую роль. Сегодня уже ни кто не сушит керамический кирпич на костре и не отвечает за качество производимого кирпича своей головой. С середины XIX в. началось активное развитие кирпичной промышленности, результатом чего стало появление современных заводов по производству кирпича. В наше время более 80% это строительного материала производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы производительностью свыше 200 млн. шт. в год. Количество видов современного кирпича трудно себе представить, настолько оно широко. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами. Полнотелые кирпичи используют, к примеру, для возведения фундамента, а легкие пустотелые - для кладки стен. Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.

В Египте люди научились обжигать кирпич уже за 3 тысячелетия до нашей эры, что подтверждается письменами манускриптов. Из-за низкой водостойкости сырцовый кирпич вытеснялся более долговечным керамическим, который получается путем обжига сырцового. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно видеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Справедливости ради надо сказать, что разница между стройками той поры и нынешней не очень велика. Только правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником и кирпичи носили на коромыслах, а принцип возведения зданий сохранился с тех пор практически без изменений.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Владимир Мономах

Владимир (1053-1125 гг.) - сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, внук Ярослава Мудрого и Константина Мономаха. В крещении Василий.
Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
Жёны: Гида - дочь английского короля Гаральда; Христина-дочь шведского короля Ингоря.
Сыновья: Мстислав, Ростислав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Юрий, Андрей, Глеб, Святослав.
Дочь: Мария - будущая жена сына греческого императора Диогена.

Свое детство и юность провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1076 г. вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наемного войска из половцев для междоусобной войны.

Князь Черниговский: 1078 - 1094 гг.

В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов.
В 1080 г. отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В 1093 г. после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же остался княжить в Чернигове.

Князь Переяславский: 1094 - 1113 гг.

С 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.), и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097 г.), 1100 г., 1103 г.). В 1095 г. заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты. Боняк атаковал Киев сразу по возвращении «из грек» - прямо с марша. Чуть позднее подступил к Переяславлю Тугоркан, там же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха.
После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103 г. , 1107 г., 1111 г.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
Владимир Мономах получил в 1093 г. после смерти своего отца Всеволода в добавление к своей старой вотчине Переяславлю-Южному Смоленск и Ростово-Суздальскую землю. В Смоленске 1101 г. он закладывает каменный Успенский собор . В Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью».
В пору, когда был заложен смоленский собор, Смоленское княжество вместе с Переяславльским принадлежало Мономаху и не было причин для выделения Смоленска в особую епархию. Таким образом, в 1101 г. Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный храм, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживавший культовые нужды стольного города.
Когда во главе Смоленского княжества стала своя княжеская династия и смоленский стол занял внук Мономаха Ростислав Мстиславич, стал на очередь вопрос об учреждении особой Смоленской епископии.
В 1136 г. «поставлен бысть скопечь Мануило епископом Смоленску, певечь гораздый, иже бе пришел из Грек сам третий и к боголюбивому князю Мьстиславу. Пред сим бо бе не был епископ в Смоленьске». Судя по тому что Мануил был поставлен «к церкве святыя Богородици», заложенный Мономахом собор был уже закончен строительством. Однако ряд источников свидетельствует, что его достройка была осуществлена Ростиславом. Так, в Супрасльской летописи в статье 6673 г. о смерти князя Ростислава указано, что он «святую Богородицу строил в Смоленьсце марта 21».
Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Неясно, связано оно с завершением нового этапа строительства здания или же объясняется какими-то политическими причинами.

С 1093 гг. - князь ростово-суздальский.

С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
Став в 1093 г. владетелем Ростовской земли, Мономах послал сюда своего сына Мстислава (1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский).
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря по инициативе - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название .
Епископ Ефрем (1054/1055 - 1065) передаёт монастырю села: «...юже бе далъ Ефрем и с селы». Села, по-видимому, принадлежали самому Ефрему, который происходил, судя по сведениям Киево-Печерского патерика, из знатной, возможно княжеской, семьи («каженик некто от княжа дома»). Наиболее вероятным представляется, что села, которые дал Ефрем Дмитриевскому монастырю, находились вблизи Суздаля и, возможно, сам монастырь располагался на земле одного из принадлежавших ему сел.

Мстислав Владимирович Великий - удельный князь Ростово-Суздальский с 1093 по 1095 гг.

Мстислав сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича.
В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха - вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань.
1096 г. - князь Олег Святославич Гориславич .
На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.

В Суздале в это время уже есть княжеский двор. Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (то есть какие-то деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия.
Вероломно согласившись на предложенный мир, Олег вновь перешел в наступление; но под Суздаль прибыл русско-половецкий отряд второго сына Мономаха Вячеслава, и Олег вынужден был отступить.
В 1096 г. в битве на р. Медведице Мстислав разбил брата Олега Ярослава Святославича. Мстислав преследовал Олега до Мурома и Рязани, изгнал его оттуда и вернул пленных ростово-суздальских бояр. Олегу пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь, к половцам.
В ходе борьбы с Олегом очень ярко выступает значение местной боярской знати - ростовских, суздальских и белоозерских бояр и дружинников, владевших землей и селами, откуда они собирались по зову князя для участия в походах. Феодальное землевладение сделало большой шаг вперед - в гуще сельского мира выросли имения феодалов, угрожавшие сельской общине.

Любечский съезд 1097 г., собранный «на устроение мира», подтвердил права Мономаха на северо-восточную «отчину Всеволожю».
Мстислав перешёл в 1095 г. в Новгород, и вместо него около 1096 г. Владимир Мономах направил в Суздаль своего сына Ярополка.

1096 -1113 гг. - удельный князь Ростово-Суздальский .
См. .

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы . В сообщении о второй поездке Мономаха в Суздальский край упомянуто заложение собора в Смоленске , а суздальский собор не упомянут.
В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».
Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха, а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале - Юрием Долгоруким не позднее 1125 г.
Ктиторами первого храма были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, второго - Юрий Всеволодович.
В этот период был сооружён Суздальский кремль - самая древняя часть Суздаля. Земляной вал кремля был устроен из глины, внутри деревянная конструкция (поэтому вал до настоящего времени сохраняет начальную форму). По земляному валу кремля был сооружён дубовый «заборол» - тын из брёвен, заострённых вверху.
См.


Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале

О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно.
Успенский Собор был построен из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый каменный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского.
Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал.


Кирпич-плинфа

На месте церкви Бориса и Глеба в Кидекше при Мономахе строится церковь из плинфы.
Около церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плинфы начала XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте этой церкви ещё в начале XII века, вероятно во время правления Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками. Вероятно, уже в начале XII века при Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция, с чем можно связывать постройку кирпичного (из плинфы) храма.
При Юрии Долгоруком там были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен храм Бориса и Глеба, в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся.
См. .

ВЛАДИМИР на Клязьме (ВЛАДИМИР-ЗАЛЕССКИЙ)

В 1107 г., Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год. В 1108 г. Владимир приезжает в Суздальщину. Работы по сооружению владимирской крепости были начаты, видимо, во время приездов Мономаха на север в 1099 - 1102 гг. и закончены в его последний приезд в 1108 г. Это была очень большая военно-инженерная стройка.
До создания укреплений Владимиром Мономахом здесь (Мономахов город, центр Владимира, парк Пушкина) находилось древнерусское поселение. Ивановский вал был сооружен, вероятно, в самом нач. 12 в., насыпан из земли и культурного слоя, без внутривальных деревянных конструкций.
В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно. Возможно он стоял на месте где князь поставил белокаменную церковь Спаса.
Мономах «на смежном с вост. стороны пригорке того же кряжа строит в 1116 году каменную церковь Св. Спаса и окружает пространство земляным валом» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881 г.).


Спасская церковь во Владимире

Крепость предназначалась для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Город в это время назывался Владимир-Залесский (до князя Владимира Красное Солнышко – Китеж-Залесский).
Крепость заняла стратегически выгодное положение: на возвышенном плато на левом берегу Клязьмы, с севера защищенном рекой Лыбедью, а с запада и востока крутыми оврагами. Город был обнесён насыпными валами, поверх которых устроены были деревянные крепостные сооружения. Периметр этих укреплений составлял 2,5 км, а площадь города равнялась 6,25 га.
Границы бывшего Мономахова города в современной топографии Владимира таковы: на западе - это склон холма, вдоль которого идет центральная аллея парка имени Пушкина; на востоке - постройки Рождественского монастыря; с юга - возвышенный берег Клязьмы; с севера - берег реки Лыбеди.
См.

Повелел князь Владимир построить и княжеский двор.
Посередине восточной и западной линий валов находились проездные башни с мостами через рвы. Возможно, что западные ворота уже в это время получили название Торговых, так как они выводили к Муромскому спуску на Клязьменскую пристань.
Как свидетельствует приведенный текст Львовской летописи, одновременно с постройкой крепости Мономахом была поставлена первая во Владимире каменная церковь Спаса.
Много путаницы вносят в этот вопрос поздние княжеские родословцы. Так, в родословце Комиссионного списка Новгородской I летописи «А се князи Русьтии» мы читаем: «Сын Володимеров [Всеволодов] Мономах, правнук великого князя Володимера. Сий поставил град Володимерь-Залешьскый в Суждальской земле, и осыпа его спом и созда первую церков святаго Спаса, за 50 лет до Богородичина ставления [т. е. до постройки Успенского собора]». Литературная история этой летописной статьи в целом далеко не выяснена. Однако ясно, что ее автор не имел под руками летописных источников с точными датами названных сооружений и прибегнул к сомнительному приему «круглых цифр». Если считать, что под «ставлением» разумеется закладка Успенского собора (т. е. 1158 - 50=1108 г.), то дата совпадает со Львовской летописью; если же «ставление» - это окончание постройки собора (1160 г.), то дата соответственно изменится (1110 г.). Группа поздних летописных сводов, генетически связанная в данном сюжете со статьей Новгородской I летописи (Хронограф редакции 1512 г., летопись Авраамки, «Русский времянник»), сообщает маловероятную версию, что храм Спаса был построен Мономахом якобы уже после его вокняжения в Киеве: «И в лето 6625 постави в Володимери церковь камену святаго Спаса и отъиде на Киев». Мы отдаем предпочтение более вероятной дате Львовской летописи – 1108 - 1110 гг.; постройка храма была, видимо, осуществлена по окончании сооружения крепости. Родословец Супрасльской летописи, повторяя данные родословца Новгородской I летописи, сообщает и о месте, где была построена церковь Спаса: «...Приде князь Владимер Манамах ис Киева же во Володимерь град и постави церков камену святаго Спаса у Златых врать, а сам поиде в Киев...». Далее текст сообщает о постройке церкви Георгия Юрием Долгоруким, которая также стояла неподалеку от Золотых ворот. Топографические подробности этого текста, подкупающие своей определенностью, позволяли предполагать, что и княжеский двор Мономаха, очевидно, связанный с княжеским храмом, находился вне княжеского города - на неукрепленных высотах к западу от него, скорее всего на месте позднейшей (1164 г.) церкви Спаса, построенной Андреем Боголюбским. Так полагали, следуя летописным приурочениям, и мы.

Плинфа - это строительный материал, который в старину был едва ли не основным для возведения каменных домов и прочих сооружений. Когда и в каких странах он использовался? И применяют ли его в современном строительстве?

Плинфа - это…

Термин происходит от греческого слова plinthos, что переводится на русский язык как «кирпич» или «плита». Плинфа - это стройматериал, который был наиболее популярен на протяжении IX-XIII веков. В особенности на просторах Византии и Киевской Руси. Из него возводили храмы, жилые дома, оборонительные и инженерные сооружения. Иногда плинфу применяли и в качестве кровельного материала.

Итак, что же такое плинфа? Это плоский и широкий который по своей форме близок к квадрату. Плинфа гораздо тоньше современного стандартного кирпича и намного превышает его по ширине. Благодаря такой форме удавалось существенно повысить сейсмоустойчивость несущих стен старинных зданий.

Плинфа в истории архитектуры

Плинфа в Древней Руси - это главный строительный материал. Его можно увидеть в памятниках древнерусского зодчества, дошедших до наших дней. Среди самых ярких примеров таких строений выделяются следующие:

  • Золотые Ворота (Киев).
  • Собор Святой Софии (Киев).
  • Десятинная церковь, фундамент (Киев).
  • Пятницкая церковь (Чернигов).
  • Храм Иоанна Предтечи (Керчь).

В Византии и на Руси чаще всего применяли плинфу размером 300 х 350 х 25 мм. Изготавливалась она из глины. Вначале заготовки высушивали около двух недель в сухих деревянных формах, а затем обжигали в специальных печах. При сооружении стен из плинфы использовали толстый слой цементирующего раствора, который нередко был равен толщине самого стройматериала. Таким образом, возводимая стена становилась «полосатой».

Анализ древних памятников архитектуры показал, что для изготовления плинфы чаще всего брали каолиновую глину. Кирпичи из нее получались розового, палевого или же бледно-желтого оттенков. Примерно в середине XII века плинфа стала уступать свое главенствующее место в древнерусском зодчестве белому камню. А к концу XV века ее окончательно вытеснил формованный кирпич.

Плинфа в архитектуре и строительстве

Возможно, вы будете удивлены, но в современном строительном деле плинфа тоже используется. Правда, далеко не так широко, как тысячелетие назад. Плиты современной плинфы, как правило, имеют те же размеры: 30 х 35 х 2,5 сантиметра. Чаще всего их изготавливают на основе обычного песка и цемента (в соотношении 1:5). При этом использование армирования не приветствуется. Железные прутья со временем могут поржаветь и повредить «тело» самой плинфы.

Каким образом осуществляется кладка плинфы? Один край у этого стройматериала немного приплюснут. Это сделано для того, чтобы влага и вода снаружи не попадали под плинфу. Этим скошенным краем материал следует класть наружу, образуя некий слегка выступающий козырек.

Кладка плинфы производится «всухую» или при помощи дополнительных стягивающих элементов. В этом качестве может выступать металлическая шпилька или специальная особо прочная проволока. Во время укладки блоков плинфы не рекомендуют использовать герметики на силиконовой основе.

Ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси .

Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300х350х25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

В Киевской Руси плинфа была основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий. Во Владимиро-Суздальской Руси плинфа с середины 12 века почти полностью уступила место белому камню , из нее строились только второстепенные постройки. С конца 15 века в Московской Руси стал повсеместно применяться формованный кирпич.

Литература

  • Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). Наука, СПб, 1994.
  • Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Плинфа" в других словарях:

    - (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в 10 13 вв. на Руси … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X XIII вв. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред.… … Художественная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 кирпич (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. plínthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в X XIII вв. на Руси. * * * ПЛИНФА ПЛИНФА (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве… … Энциклопедический словарь

    - (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113 25 … Строительный словарь

    Плинфа - (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113… … Архитектурный словарь

    Плинфа - (от греч. πλινθος кирпич) шир. и плоский обожженный кирпич, использовавшийся в визант. и рус. зодчестве. Характерен для рус. зодчеста домонгольского периода (кон. 10 30 е гг. 13 в.). От кирпича б. позднего времени отличается своими размерами. Его … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от греч. plínthos кирпич) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии (См. Византия). П. применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на… … Большая советская энциклопедия

    Ж. устар. Тонкий плитчатый кирпич как старинный строительный материал. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой