Сущность и функции финансов. Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизован­ных (государственных) и децентрализованных фондов

В систему финансовых отношений входят:

– государственные финансы;

– муниципальные (местные финансы);

– финансы предприятий;

– финансы граждан.

Основой финансовой системы выступают финансы предприятий, поскольку именно на их уровне формируются первичные источники денежных средств. С другой стороны, с точки зрения макроэкономики ключевую роль в финансовой системе играют государственные финансы. Государственные финансы – это система отношений по поводу формирования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственный внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды – это целевые фонды денежных средств, используемые для удовлетворения социальных потребностей населения. Они представлены Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет – централизованный денежный фонд, который образуется путем перераспределения национального дохода и который используется государством для выполнения своих функций . Как государственный документ, государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок (чаще всего на год).

Доходы государства складываются из двух основных источников:

– налоги и сборы. Они носят разовый характер (например, гербовый сбор – обязательный платеж за регистрацию документов);

– неналоговые поступления, включающие в себя доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности и т. д.

Расходы госбюджета представляют собой денежные средства, направляемые на выполнение основных функций государства. Они включают в себя расходы на финансирование народного хозяйства (на развитие сельского хозяйства, инвестиции в строительство дорог и т. д.), расходы на социальную инфраструктуру (на образование, здравоохранение), военные расходы, расходы на содержание государственного аппарата, платежи по государственному долгу.

Принято выделять перераспределительную и регулирующую функции государственного бюджета.

1. Перераспределительная функция – заключается в том, что через госбюджет перераспределяется определенная часть (35–55 %) совокупного дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между отдельными сферами и отраслями народного хозяйства, а также между регионами и социальными группами населения. Например, промышленные предприятия платят налоги в бюджет, а из бюджета эти средства идут на финансирование сельского хозяйства, науки и т.д.

2. Регулирующая функция – заключается в том, что государственный бюджет является одним из главных инструментов регулирования темпов и пропорций развития экономики. Например, если в стране высокая инфляция, то государство может уменьшить свои расходы или увеличить налоги. С целью стимулирования деловой активности, наоборот, могут быть снижены налоги и т. д.

В федеративных государствах государственный бюджет делится на три уровня:

– I уровень – федеральный бюджет;

– II уровень – бюджеты субъектов Федерации (бюджеты краев, областей, республик);

– III уровень – местные (муниципальные) бюджеты (городские и районные бюджеты).

Бюджеты отдельных уровней самостоятельны и не включаются друг в друга. У каждого из них имеются свои источники доходов и собственные, установленные законом, статьи расхода. В то же время для анализа состояния государственных финансов или оценки роли государства в экономике рассчитываются консолидированный бюджет и бюджет расширенного правительства (расширенный бюджет).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы, т. е. он включает в себя федеральный бюджет и плюс бюджеты субъектов федерации.

Бюджет расширенного правительства представляет собой совокупность консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Так, например, если надо оценить роль государства в экономике, то пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. Для этого сумму расходов расширенного бюджета делят на ВВП.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:

    обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъектуры;

    обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

    обеспечение высокого качества формируемой прибыли;

    обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

    обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

    обеспечение роста рыночной стоимости организации;

    обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Многоканальное значение прибыли усилилось с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное и другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшеюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. В условиях рыночных отношениях ориентация на получение прибыли является обязательным условием существования предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов данной деятельности, показателем достигнутого предприятием коммерческого успеха.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Прибыль, исчисленная для целей бухгалтерского учета, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности, что приводит к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат работы капитала. Резюмируя выше сказанное можно отметить, что прибыль - это один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно - техническому и социально-экономическому развитию предприятий. Увеличение фонда оплаты труда их работников. Оно является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Главная цель управления прибылью максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

1.2 Формирование прибыли предприятия

Прибыль представляет собой разницу общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень налогов и платежей, спрос населения.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизам и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рисунке 1.1

Рисунок 1.1- Связь между оплатой труда и прибылью

Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого, а результате производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитее его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию .Финансовые результаты о прочей реализации показывают доходы (расходы) от операций, связанных с движением имущества, списанием основных средств с баланса по причине морального износа, сдачей имущества в аренду, аннулирование договоров, прекращением производства и т.п. Прочие внереализационные доходы и расходы включают финансовые результаты, не отражены в предыдущих составляющих прибыли. Их состав достаточно специфичен: это либо случайные, непредвиденные суммы, либо полученные и уплаченные штрафы, связанные с нарушением договорных обязательств. Иными словами, внереализационные доходы компенсируют предприятию прибыль, которая могла быть получена от основной деятельности, если бы все договорные обязательства и сроки платежей соблюдались его партнерами.

Прибыль от реализации, как правило, главная составляющая прибыль отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На ее долю приходится в настоящий момент 90-95% общей суммы прибыли до налогообложения. На многих предприятиях она является единственным источником формирования прибыли до налогообложения.

Рисунок 1.2 - Механизм формирования показателей прибыли.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (90-95%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и независящие от деятельности предприятия, воздействуют, главным образом, на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детального изучению и анализу.

Большую роль в управление прибыли занимает система «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (СУР) или анализ безубыточности. Данный метод еще называют маржинальным анализом, или анализом содействия доходу. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные издержки и использование категорий маржинального дохода.

Анализируя рисунок 1.2 - формирования показателей прибыли, можно дать следующие определения показателей прибыли.

Валовая прибыль - это разница между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции - разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Из рисунка 1.2 следует, что прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг; доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности; внереализационные доходы и расходы. Другими словами прибыль до налогообложения ~ это конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Она используется для оценки эффективности производства, выявления динамики роста и определения общей рентабельности, а так же для целей налогообложения прибыли. А налогооблагаемая прибыль это разность между прибылью до налогообложения и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход. И наконец чистая прибыль - прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды и используемою для развития производства и на социальные нужды.

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

На основе выше изложенного можно сделать следующий вывод, что прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Валовая прибыль - это разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции - разность между суммой валовой прибыли и постоянными расхода отчетного периода. Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг; доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности; внереализационные доходы и расходы

Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизован­ных (государственных) и децентрализованных фондов денеж­ных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность финансов проявляется в функциях: основные из них:

Распределительная - реализуется при распределении нацио­нального дохода, основанного на создании первичных (заработ­ная плата работников и доходы предприятий в сфере материаль­ного производства) и вторичных (доходы непроизводственной сферы экономики, налоги) доходов. Эта функция представляет собой целевое обособление каждой части стоимости (для финан­сов характерно одностороннее безвозмездное движение стоимос­ти) на фонд возмещения (на возмещение потреблённых в процес­се производства средств производства), на фонд накопления (при­бавочный продукт) и фонд потребления (необходимый продукт) и тем самым играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса.

Контрольная - проявляется в контроле за распределением ВВП и НД, позволяет оценить пропорции распределяемого об­щественного продукта, непрерывность воспроизводственного процесса, формирование фондов целевого назначения в различных сферах общественного производства.

2. Финансовая система государства и её субъекты

Функционирование финансовой системы реализуется посред­ством системы финансовых отношений, представляющих собой значимую часть денежных отношений. Финансовые и денежные отношения не тождественны между собой. Финансовые отноше­ния предусматривают движение денежных средств в качестве средства обращения (уплата физическими и юридическими лица­ми налогов) и средства платежа (возмещение ущерба при наступ­лении страхового случая). Материальным носителем финансовых отношений выступают финансовые ресурсы. Они формируются во всех стадиях общественного производства и используются через денежные фонды целевого назначения.

Денежные средства становятся финансовыми ресурсами лишь в том случае, когда они высвобождаются из хозяйственного обо­рота и функционируют относительно самостоятельно.

Совокупность финансовых отношений, включающая много­образные сферы и звенья финансов, представляет собой финан­совую систему (рис. 63).

К сферам финансовой системы относятся финансы предприя­тий, учреждений, организаций, страхование и государственные финансы.

В качестве звеньев финансовой системы соответственно выделяются коммерческие и некоммерческие предприятия, а также общественные объединения и фонды.

Финансовым звеном системы страхования является личное, имущественное, социальное страхование, а также страхование ответственности и предпринимательских рисков.

Финансовым звеном системы государственных финансов выступает государственный бюджет, внебюджетные фонды и госу­дарственный кредит.

Каждое звено финансовой системы государства, исходя из внутренних взаимосвязей, включает и систему подзвеньев. Так, подзвеньями системы финансов предприятий являются их от­раслевая направленность (финансы торговых предприятий, пред­приятий сети общепита, строительных и т.д.).

В некоммерческой сфере в качестве подзвеньев можно выде­лить финансы социальных предприятий, оказывающие поддер­жку определённым группам населения, транспортных предпри­ятий, принадлежащих муниципальным ведомствам и т.д.

Подзвеньями финансов общественных объединений являются различные виды фондов, к примеру, фонд поддержки малого предпринимательства, региональный фонд финансовой поддер­жки регионов и т.п.

Главным подзвеном системы социального страхования высту­пает медицинское страхование, а также страхование работников на предприятии.

На сегодняшний день появилась достаточно распространён­ная сеть страховых агентств, работающих с юридическими ли­цами. К примеру, в Ростовской области работают такие органи­зации, как «Айболит», «Панацея», «Адмирал» и т.д.

В секторе личного страхования подзвеньями являются стра­хование жизни, здоровья, старости, страхование от несчастных случаев и т.д.

По страхованию ответственности можно назвать следующие под звенья: страхование гражданской и профессиональной ответ­ственности, ответственности заёмщиков, кредиторов и т.д.

Подзвеньями системы страхования предпринимательских рисков выделяются страхование риска непогашения кредитов, стра­хование поставок, страхование вкладов и т.д.

В структуре государственных финансов подзвеном является взаимосвязь бюджетов трёх уровней - федерального, региональ­ного и местного, предусматривающего чёткое разграничение объектов (доходов, расходов), полномочий, прав и обязанностей каждого уровня бюджетной системы.

Совокупность участников финансовых отношений представ­ляет субъектный состав финансовой системы государства (госу­дарство в лице соответствующих исполнительных органов влас­ти в области реализации финансовой политики, предприятия и население).

«Государственный бюджет» - Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена: 2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Понятие государства. Доходы федерального бюджета в 2007 г. – 23,6%ВВП. Что понимается под финансами и финансовой системой? Какие виды бюджетного дефицита существуют? 1. Финансы и финансовая система: сущность и функции.

«Бюджет государства» - 5. Дефицит бюджета (budget deficit) - превышение расходов над доходами. Виды налогов. Расходы бюджета. 7. 8. Доходы бюджета. 6. Баланс бюджета. Бюджетный процесс. Министерство финансов России, Москва. Россия: баланс бюджета (в % от ВВП). Функции бюджета. Перераспределение доходов в соответствии с целями государственной политики.

«Исполнение бюджета» - Внутренний аудит осуществляют службы правительства (министерство финансов, казначейство, главные распорядители бюджетных средств). Проект бюджета основывается на бюджетном послании президента. Рассмотрение законодателями проекта бюджета начинается в парламентских комиссиях еще до начала официальных слушаний.

«Распределение бюджетных ассигнований» - 23.08.201106.10.2009. Как указывать коды госпрограмм. Фцп. Подготовка аналитического распределения – история вопроса.

«Бюджетная система РФ» - Б.областей. Виды социального страхования: Областные. Федеральный б. Б. субъектов. Основные элементы фондов: Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: Бюджеты: 1.Федеральный 2.Региональный 3.Местный. Государственное устройство. Социальное обеспечение. По методам проведения: 1.добровольные 2.принудительные.

«Бюджетная система» - Бюджетная система РФ. Принцип достоверности бюджета. Трансферты, субвенции. Региональный бюджет. Ст.14 НК РФ. Принцип гласности. Местный бюджет. Ст.15 НК РФ. Домашние хозяйства и предприятия. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Федеральный бюджет. Принципы Бюджетной системы РФ.

Всего в теме 13 презентаций

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также: