Принципы налогообложения. · Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в базе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктринои̌. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др.
Размещено на реф.рф
Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ ʼʼОсновные начала законодательства о налогах и сборахʼʼ ˸

1. Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы исходя из формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип соразмерности налогообложения . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Принцип единства налоговой системы России . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:

1) принцип равного налогового бремени;

2) принцип установления налогов законом;

3) принцип отрицания обратной силы закона;

4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;

5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;

6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:

1) принцип единства налоговой системы;

2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;

3) принцип подвижности (эластичности);

4) принцип стабильности;

5) принцип множественности налогов;

6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип учета интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. ЗНКРФ:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др. Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» :

1. . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

Принцип законности налогообложения .

Законность представляет собой многоплановую юридическую категорию, под которой в литературе понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д. Обобщив высказанные в литературе позиции, можно определить законность как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Правовой институт законности включает две составляющие . Первая касается сферы правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение этих требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены. Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и выражается в неукоснительном выполнении правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство. В сфере налогообложения присутствуют обе составляющие.

Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам:

· налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления;

· налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;

· акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;

· при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог;

· акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы», Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения .

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Всеобщность налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера.

Отметим, что НК РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». В то время как ст. 57 Конституции РФ, находящаяся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации . КС РФ указал, что «налог это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Принцип равенства налогообложения означает, прежде всего, запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса . Равенство налогообложения частное проявление универсального, общеправового принципа формально-юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права. В самом общем виде этот принцип закреплен в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Статья 19 Конституции РФ провозглашает: «Все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков. В частности, КС РФ указал, что дифференциация режимов налоговых платежей не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев, поскольку это противоречит конституционному принципу равенства.

Принцип соразмерности налогообложения .

Соразмерность налогообложения включает требования:

· пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

· обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

· допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Требование пропорциональности логично дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи . Таким образом, предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. По общему правилу, чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

Установление налогов и сборов должно быть экономически оправданным и целесообразным, базироваться на всестороннем экспертном и статистическом анализе финансовой ситуации в стране, увязываться с бюджетным процессом, соответствовать провозглашенным политическим целям государства. При этом совокупный размер бюджетных расходов (потребности государства в бюджетных средствах) не может выступать определяющим критерием в налогообложении. Сам по себе бюджетный дефицит, то есть отсутствие финансовых средств у государства, еще не составляет необходимое и достаточное «экономическое основание» для взимания налогов и сборов, хотя, безусловно, влияет на структуру налоговой системы.

Поскольку налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности – одного из основных прав и свобод человека, на законодательство о налогах и сборах в полной мере распространяется положение части третьей ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, то есть пропорционально, соразмерно им.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно признаваться несоразмерным. Налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более - разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также – не должен выталкивать плательщика в «теневые» секторы жизнедеятельности общества. В сфере налогообложения принцип соразмерности диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы .

Принцип единства налоговой системы России .

Требование единства налоговой системы Российской Федерации логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер . Установление общих принципов налогообложения и сборов, формирование налоговой системы, включающей, в том числе, исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ. «Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, указал КС РФ, приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей». В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы также федеральным законодателем.

Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. При этом налоговые органы, будучи отнесены к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации; налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.

Принцип определенности налогообложения .

Требование определенности – важнейший признак права как системы социальных норм. Источники права, особенно законодательство, отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Язык налогового законодательства должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на обычного, «среднего» россиянина. Особое значение здесь придается правилу, сформулированному еще древнеримскими юристами: Leges intellegi ab omnibus debent – законы должны быть понятны каждому.

Вопросы определенности налоговых норм неоднократно затрагивались в судебной практике КС РФ, которым сделаны важнейшие выводы о том, что в Российской Федерации, как в правовом государстве, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно этим обусловлено предписание НК РФ о том, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить. Формальная определенность налоговых норм должна обеспечить их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы, наоборот, может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения. Поэтому предусмотренный в дефектных – с точки зрения требований юридической техники – нормах налог не может считаться законно установленным (Постановления КС РФ от 28.03.2000 № 5-П, от 20.02.2001 № 3-П и др.).

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов. К сожалению, термины «сомнение», «противоречие», «неясность» нормативно не определены и носят оценочный характер. В то же время при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение налогового права. Перечислите его основные источники.

2. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

3. Что понимается под налоговым законодательством?

4. На какие группы делятся источники налогового права?

5. Имеют ли законодательные акты о налогах и сборах обратную силу?

6. Дайте определение отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

7. Перечислите методы налогового права.

8. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

9. Раскройте содержание принципа соразмерности налогообложения.

10. Что понимается под принципом единства налоговой системы России?

Условием оптимального использования функций налогов являют­ся принципы налогообложения. Принципы налогообложения- это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Финансовая наука долгое время была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения, хотя данная проблема при­влекала внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов как рекомендации государству учитывать инте­ресы плательщиков. В настоящее время выделяют следующие основные принципы налогообложения в РФ:

1. Законности налогообложения

Данный принцип является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод челове­ка и гражданина иначе, чем федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничени­ем права собственности, закрепленного в статье 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализа­ции государством и его органами норм права). Налоговый Кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3 НК РФ).

2. Всеобщности налогообложения

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные нало­говые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовымтребованиям (например, земельный налог по общему правилу уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принци­пах.

3. Равенства налогообложения

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассмат­риваемого принципа развиваются в части 1 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или непринадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо непринадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе),религиозных и иныхразличий между налогоплательщиками. Нормачасти 2 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ запрещает установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависи­мости от формы собственности (государственная - федеральная, собственность субъектов РФ, муниципальная или частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граж­дане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капита­ла. Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересов общества (и госу­дарства), они содержатся в части 3 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ: при ввозе товара в Российскую Федерации из-за рубежа допустимо установление особых; видов пошлин либо дифференциро­ванных ставок пошлин в зависимости от страны происхож­дения товара.

4. Справедливости налогообложения

В Российской Федерации до принятия первой части Налогового Кодекса РФ данный принцип первоначально был сформулирован в пункте 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования нало­гообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и сораз­мерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 статьи 6 и статьи 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно дос­тигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов». Впоследст­вии данный принцип нашел свое закрепление и в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, правда, в несколько преломленном виде (без упо­минания о справедливом распределении собранных нало­гов): «... При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости». То есть налоги должны быть справедливыми. При этом справедли­вость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика по его воз­можностям».

5. Взимание налогов в публичных целях

Публичность цели взимания налогов обосновывается док­триной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран. Она прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира (в США - в конституциях большинства штатов). Принцип публичной цели предпола­гает поиск баланса интересов отдельных лиц - налогопла­тельщиков и общества в целом. «Поэтому государство впра­ве и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интере­сов не только налогоплательщиков, но и других членов об­щества».

6. Установление налогов и сборов в должной правовой процедуре

Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, че­рез конституционный запрет на установление налогов ина­че как законом (установление его в ином порядке противо­речит статье 57, части 3 статьи 75 Конституции Российской Федера­ции), а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о нало­гах. В России такое правило содержится в части 3 статьи 104 Кон­ституции Российской Федерации.

7. Экономического основания налогов (сборов)

Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обре­менительными для налогоплательщиков, но и должны обя­зательно иметь экономическое основание (другими слова­ми - не быть произвольными). В соответствии спунктом 3 статьи 3 Налогового Кодекса РФ «налоги и сборы должны иметь экономическое ос­нование и не могут быть произвольными».

8. Презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах

Этот принцип закреплен в пункте 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противо­речия и неясности актов законодательства о налогах и сбо­рах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

9. Определенности налоговой обязанности

В соответствии с указанным принципом (закреплен в пункте 6 статьи 3 Налогового Кодекса РФ) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

10. Единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики

Данный принцип является конституционным, он закреп­лен в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункте 3 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ и пункте 4 статьи 3 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с рассматри­ваемым принципом не допускается установление налогов, и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

11. Принцип единства системы налогов и сборов

Правовое значение необходимости существования рас­сматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности. Как указано в абзаце 4 пункта 4 постановления Конституционно­го Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Кон­ституции Российской Федерации, с обеспечением прин­ципа единства экономического пространства, с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Принципы налогообложения - базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

всеобщность и равенство налогообложения - каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;

принцип недискриминации налогоплательщиков - порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

экономический приоритет - только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

презумпция правоты собственника - все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;

принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения - налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные принципы.

Организационные принципы - положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы - основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ - в основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).

Подвижность (эластичность) - налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность - налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Множественность налогов - налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов - означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Гармонизация налогообложения с другими странами - в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества. (-Россия активно участвует в деятельности международных организаций. С 1996 г. Министерство по налогам и сборам (в настоящее время ФНС) - член Международной налоговой ассоциации. В марте 1998 г. получен статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также ФНС активно сотрудничает с Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР и его рабочими органами через Центр по налоговой политике и администрированию, а также по линии Центра но сотрудничеству со странами - не членами Секретариата ОЭСР. Представители ФНС участвуют в ежегодных Генеральных ассамблеях Внутриевропейской организации налоговых администраций.-)

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает: 1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; 3) нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Помимо правовых границ в понятии «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:

Общие принципы налогообложения;

Система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

Налоговые органы и участники налоговых отношений;

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса. (-Основные достоинства кодификации налогового законодательства России: а) должное внимание уделено налоговым процедурам и гарантиям их соблюдения, поскольку без процедурных норм любой закон нежизнеспособен; б) однозначно установлено, что подзаконные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах; в) введена презумпция невиновности как одна из гарантий защиты прав налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика; г) налоговые правоотношения отделены от отношений другого рода, т. е. налоговое право не регулирует формы и методы хозяйствования.-)

Основные характеристики налоговой системы

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы - это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) - это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Налоговый гнет (налоговое бремя) - отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); в последние годы это отношение находится в пределах 30-34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2000 г. - 33,5%; 2001 г. - 33,9%; 2002 г. - 32,9%. (-В период 2000-2002 гг. наблюдается увеличение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также доли налогов на доходы физических лиц.-) Уровень налогового бремени в 2003 г. оценивался в размере 31%, а после 2004 г. - около 30% и ниже.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце1990-х гг. составляла 53-60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. оценивается как 40-45%.

- относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.

Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей - налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России - на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США-от 15 до 39,6%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли - другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.

Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).

2. Политико-правовые характеристики налоговой системы. Эти характеристики отражают: во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией органов местной власти.

Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемые:

разные налоги - эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах - местные налоги;

разные ставки - означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;

разные доходы - для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже - двух форм.

Вывод

Налоговые системы стран существенно отличаются друг от друга и на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Каждая экономическая система характеризуется существенными условиями налогообложения. К ним относятся: принципы налоговой политики и налогообложения; система налогового законодательства; порядок установления и ввода в действие налогов; порядок распределения налогов по бюджетам; виды налогов; права и ответственность участников налоговых отношений; порядок и условия налогового производства; формы и методы налогового контроля; система налоговых органов.

Базовые идеи и положения, заложенные в Налоговый кодекс РФ, представляют собой как фундаментальные принципы налогообложения, так и организационные начала для построения и развития налоговой системы. К первым из них относятся принципы всеобщности и равенства налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, экономического приоритета, презумпции правоты собственника, ясности и доступности понимания порядка налогообложения. В качестве организационных выступают принципы единства налоговой системы, равенства правовых статусов субъектов РФ, подвижности (эластичности), стабильности, множественности налогов, их исчерпывающего перечня, а также гармонизации налогообложения с другими странами.

Совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, представляет собой систему национального законодательства. Эта система охватывает Конституцию РФ, Налоговый кодекс, указы Президента, постановления Правительства, акты налоговых органов и Минфина России, письма, указания и разъяснения ФНС, постановления Конституционного суда, международно-правовые договоры.

Установлен определенный порядок принятия и введения в действие законов о налогах и сборах. Его можно рассматривать по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу лиц. Законы, вводящие новые налоги, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В России законы о налогах носят постоянный характер, действуют независимо от того, утвержден ли бюджет на соответствующий год.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений. Основную часть доходов различных бюджетов составляют налоги.

Существенным условием налогообложения является порядок распределения налогов по бюджетам, и от решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависят стабильность и управляемость в экономике страны. Начиная с 2002 г. продолжается перераспределение налоговых поступлений в пользу регионов.

Налоговую систему характеризуют экономические показатели и факторы политико-правового характера. Первые из них раскрываются через различные показатели и соотношения, вторые отражают пропорции в распределении хозяйственных функций между центром и местными органами власти, а также роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней.

Развитие экономики во многом зависит от уровня налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузки, которая возможна в условиях действующего налогового законодательства. Для этого обычно оценивается отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, т. е. рассчитывается показатель налогового гнета (налогового бремени). Однако в настоящее время отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя.

На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); последние годы это отношение составляет около 30%. На макроуровне также определяются соотношения прямых и косвенных налогов, налоговых поступлений от внутренней и внешней торговли.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта - относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время различие расчетов проявляется не только в определении показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).