Правила переселения из аварийного жилья. Переселение из ветхого и аварийного жилья

Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.

С 2019 года разработана и будет запущена новая программа «Жилье»

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из . При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Какое жилье признается аварийным?

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

В каких случаях жилье признается аварийным?

Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:

  • деформация фундамента или стен;

  • объект расположен в зоне затопления или схода лавин;

  • есть вероятность обрушения дома;

  • несущая способность жилья была снижена из-за пожаров, взрывов или землетрясения;

  • здание разрушено в результате техногенной аварии.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Читайте также: Необходимые документы для оформления аварийного жилья, сроки сноса и порядок получения квартиры.

Как стать участником программы «ветхое жилье»?

Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.

Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • план жилого помещения;

  • копии правоустанавливающих документов (заверенные нотариально);

  • технический паспорт объекта;

  • заключение организации о состоянии объекта;

  • письменные жалобы жильцов дома.

После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.

Читайте также: Реновация пятиэтажек несносимых серий в Москве в 2019 году: свежая информация

Условия получения нового жилья по программе расселение

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

Все о программе расселения ветхого жилья в Москве и области

Время чтения: 6 минут

В 2016-2017 гг. в рамках программы переселения в Москве новые квартиры получит 9 тыс. семей

Каждый человек мечтает о собственном жилье. Важным условием комфортного быта является безопасность эксплуатации жилища. Однако не все дома в Москве и области отвечают . Немалый процент объектов вторичного фонда пребывает в аварийном и ветхом состоянии. Они не только портят внешний вид городских улиц, но и несут угрозу для жизни своих жильцов. Чтобы избежать опасности, государством была разработана программа расселения жильцов из ветхого жилья. Она распространена не только на территории столицы, но и в других городов Российской Федерации.

В основе программы лежит Федеральный Закон, в котором идет речь о содействии государства в реформировании ЖКХ. Данный нормативный документ является регулятором программы по переселению граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии. Однако не все граждане, проживающие в ветхом жилье, знают о наличии такой программы. Другой негативный момент – реализации закона происходит очень медленно, а в некоторых регионах власти отказываются от ее выполнения.

Этапы переселения из ветхого жилья

Переезд в новую квартиру

Исполнение федеральной программы по расселению из ветхого жилья осуществляется на основе индивидуальной программы, которая касается определенного региона. На основе этого формируется список объектов, которые подвержены сносу или восстановлению. Чтобы узнать, какие дома включены в список аварийного жилья Москвы и области, необходимо отправить обращение на официальный ресурс Министерства Строительства РФ.

Исходя из закона, новые квартиры предлагаются жильцам по месту жительства в том же районе, где располагалось аварийное жилье. Также, при согласии граждан новые условия для проживания могут быть подготовлены в другом регионе. Если же жильцы отказываются от переезда в другие населенные пункты, то их право на получение нового жилья остается в силе.

Кроме предоставления улучшенных жилищных условий взамен аварийного жилья гражданам могут быть выплачены средства, объем которых соответствует оценочной стоимости объекта.

Данное условие возможно при наличии у собственника другого жилья. Переселение из аварийного жилья осуществляет по нормам, которые прописаны в жилищном кодексе Российской Федерации и законодательству Москвы.

Исходя из статьи под номером 89 жилищного кодекса Российской Федерации, выселение из аварийного жилья, которое подлежит сносу, граждане обеспечиваются благоустроенными квартирами. Жилье должно соответствовать нормам проживания в Москве, а также быть равнозначными той площади, которая равна площади бывшего жилья. Так, если семья проживала в квартире или комнате коммунального типа, то она будете переселена в аналоговое жилье. Это подтверждает тот факт, что расселение происходит в равнозначное жилье, как в объекты из первичного и вторичного фонда.

Граждане, которые попадают под категорию переселенцев

В соответствие с законом, под обязательное расселение попадают те помещения, которые признаны аварийным. Аварийным жильем признаются те объекты, в которых более 50% комнат, а также несущие конструкции предоставляют опасность для жильцов.

Так, ветхим считается то жилье, износ которого превышает 65%, если речь идет о деревянном дома, и 70% – каменном. Однако часто такое жилье признается безопасным, так как не может простоять еще какое-то время. Поэтому жильцы ветхих домов практически не попадают под категорию переселенцев.

Какие дома относят к аварийным?

Снос аварийного дома

Документом, который определяет основания для признания жилья непригодным для жизни, является постановление Правительства Российской Федерации. Согласно этому постановлению под категорию ветхого и аварийного жилья в Москве попадают помещения:

  • которые расположены в домах, где деформирован фундамент, изношены несущие конструкции, определены биологические повреждения, которые подтверждают, что несущая способность дома исчерпана;
  • которые находятся в зоне схода оползней, селей, снежных лавин, камнепада;
  • которые расположены на территориях, пострадавших от техногенных катастроф;
  • которые расположены в многоквартирных домах, получивших повреждения вследствие пожаров, землетрясений, прочих природных катаклизмов.

Также жильем, которое запрещено использовать для проживания, должно быть:

  • расположено на территориях, где обнаружены превышения показателей санитарно-эпидемиологической безопасности, концентрации химических и биологических элементов;
  • находится в промышленной зоне, где невозможно снизить процент ядовитых выбросов в окружающую среду;
  • расположено по соседству с линиями воздушных электропередач переменного тока;
  • расположено рядом с устройствами переработки отходов.

Что необходимо сделать, чтобы переселиться в благоустроенное жилье?

Что делать, чтобы получить право на участие в программе по переселению?

Получить право на участие в программе по переселению из ветхого и аварийного жилья в Москве и области могут как наниматели квартир, так и его собственники. Получить решение о том, что жилье, действительно, является непригодным для проживания, можно только после мероприятий, которые производятся межведомственной комиссией.

Чтобы жилье было признано аварийным, в первую очередь, необходимо подать заявление в специализированное учреждение, которое осуществит обследование дома, после чего составит заключение о его состоянии. Далее потребуется обратиться в межведомственную комиссию. Помимо заявления необходимо будет подготовить следующие документы:

  • ксерокопии документов на право собственности на жилье, которые заверены нотариусом;
  • план жилья;
  • технический паспорт;
  • заключение комиссии о состоянии жилья.

При желании ускорить процесс, можно собрать жалобные заявления от других жильцов. Все документы будут рассматриваться в течение 30 дней. После этого срока комиссия вынесет заключение. При получении положительного решения о переселении можно будет рассчитывать на скорый переезд в дом, который соответствует всем нормам безопасности.

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на усовершенствование жилищных условий подданных Российской Федерации. Государством была разработана особая адресная программа, в которой предусматривается переезд из дома, пришедшего в негодность, в особенности, если оно находится в аварийном состоянии, в новые квартиры в многоквартирном доме. Для принятия участия в реформе, необходимо знать, куда обратиться, чтобы жилье признали аварийным и какие для этого потребуются документы.

Действие программы

С 2010 года вступил в силу Закон «О расселении». Согласно законодательству реформирования старого фонда, если дом был признан аварийным, а также ветхим, подданные Российской Федерации, проживающие в этом доме или имеющие жилье в собственности, имеют право претендовать на новое, которое должно быть пригодным для жизни и иметь все соответствующие подключенные коммуникации.
Действие реформы было рассчитано на 5 лет. По плану, к 2015 году непригодные для жизни конструкции должны были остаться без жильцов. Однако сроки переселения не были соблюдены. Сначала действие реформы продлевалось до 2017 года, но и этого времени было недостаточно, поэтому сроки увеличили снова. Переселение из аварийного жилья продолжается и в 2019 году и его планируют проводить вплоть до 2020 года. Есть вероятность, что сроки окончания программы снова могут увеличить.


Основные причины, из-за которых процесс переселения граждан затянулся:

  • у органов местной власти нет возможности предоставить жилье в новом доме равную по площади прежней квартире, поскольку таковых в районе нет;
  • разрешение приватизировать жилье на безвозмездной основе за счет местного бюджета делает возведение новых домов нецелесообразным;
  • нет возможности переселить жителей коммунальных квартир из-за отсутствия новых домов коммунального типа, а на подселение в многокомнатные квартиры граждане не дают своего согласия.

Главные принципы программы

Принципы программы расселения из ветхого и аварийного жилья:

  • владелец жилья имеет право получить квартиру, которая будет по размеру не меньше той, которую он занимал;
  • нанимателям муниципального жилья предоставят квартиру по социальному найму по нормам, в которых установлено, что гражданин должен занимать жилую площадь не менее 18 метров;
  • местные власти предоставляют два варианта жилого помещения – это минимум, на который могут рассчитывать граждане, но сами они не могут выносить своих пожеланий, поскольку они не будут учтены;
  • недвижимость люди получат в том же районе, в каком находился их прежний дом, переезд в другое место возможен только, если они согласятся на это;
  • переезд осуществляется по договору мены, который заключается между владельцами жилья и органами местного самоуправления;
  • жители коммунальных квартир получат отдельную жилплощадь по нормам, которые установлены действующим законодательством, то есть 18 м2 на одного человека.


Программа переселения граждан из дома, который признан непригодным или опасным для жизни, обязывает муниципалитет организовать переезд людей и их личного имущества на безвозмездной основе. Перевозка граждан и движимого имущества осуществляется службами коммунального хозяйства (ЖКХ).

Если семья не получала уведомления о переселении, то владельцы жилья могут осуществлять сделки купли-продажи, но если уведомление было прислано, то такие договоры заключать нельзя, в противном случае они будут признаны незаконными.

Кто может претендовать на участие

Наниматели и собственники квартир многоквартирного дома имеют право претендовать на переезд как на правах собственности, так и на правах соглашения социального найма. Переселение жильцов из аварийного жилья актуально состоится в первую очередь, поскольку они находятся не просто в некомфортных, а в опасных для жизни условиях и опасности они подвергаются ежедневно.

Важно! Жильцы ветхого дома имеют право на переселение, если строение подлежит сносу. Для признания здания ветхим создают межведомственную комиссию. Она же принимает решение о признании дома, подлежащему сносу. Согласно статье за номером 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, такое постановление может быть принято, если признан износ 70% здания. Если дом признан непригодным для проживания, он подлежит сносу, а жильцов квартир переселяют в новый дом.

Переселение актуально для следующих граждан:

  • собственники жилья, имеющие соответствующие документы;
  • люди, проживающие в квартирах по договору социального найма;
  • люди, снимающие жилье по договору аренды у собственника.

После признания дома ветхим, подлежащим сносу, или аварийным, хозяин жилья должен подать в администрацию заявление на переселение. Никто другой за него подавать обращение не имеет право.

В чем отличие аварийного дома от ветхого строения

Главное отличие аварийного дома от ветхого строения заключается в уровне опасности для жизни граждан. Находясь в ветхом доме, люди могут испытывать только эстетический дискомфорт из-за неприглядного внешнего вида объекта. Пребывание в аварийном доме создает угрозу для жизни граждан. В ветхом строении риск обрушения несущих конструкций минимален. Этого нельзя сказать об аварийном доме. Здесь существует высокий риск того, что дом рухнет или обрушатся его части.


Существует еще одно отличие. В ветхом строении нет конструкций, которые деформировались. Все подобные части обладают хорошей прочностью, что гарантирует устойчивость объекта. Совсем другая ситуация у аварийного строения. Здесь несущие конструкции деформировались и больше не могут выполнять свою основную функцию – служить опорой зданию, поэтому высока вероятность, что объект рухнет и это может случиться в любой момент. Если в этот момент внутри будут находиться люди, они пострадают. Именно это и заставляет переселять граждан из аварийных строений в короткие сроки.

Важно! У конструкций есть и общие черты. Оба объекта имеют одинаковый процент износа. Для каменных конструкций – это 70%, а для деревянных – 65%.

Куда обращаться с просьбой о переселении

Переселением граждан из ветхого и аварийного дома занимаются регионы. Чтобы принять решение о сносе строения, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию. Срок рассмотрения обращения о признание объекта аварийным или ветхим составляет 30 дней. Период может быть уменьшен, если нахождение в строение опасно для жизни граждан. В этом случае постановление о переселении принимается на следующий день.


Если комиссия приняла отрицательное решение, гражданам рекомендуется обратиться в суд с исковым заявлением. Судебная практика показывает, что у жильцов аварийного или ветхого строения есть шансы отстоять свои интересы, но для этого им необходимо доказать свою правоту. До обращения в суд рекомендуется обратиться в независимую экспертизу с целью оценки состояния жилья. Этот документ поможет выиграть процесс.

Необходимые документы

Чтобы воспользоваться правом участия в федеральной программе о расселении граждан из строений, непригодных для жизни, в межведомственную комиссию нужно предоставить пакет документов. Перечень:

  • технический план жилья;
  • документы, подтверждающие право собственности;
  • заявление, составленное по образцу;
  • заключение о том, что жилье признано непригодным для жизни;
  • все зафиксированные претензии жильцов о непригодности дома.

Как оценить состояние недвижимости

Чтобы признать строения, являющимися ветхими и аварийными именно таковыми, необходимо созвать межведомственную комиссию. Оценка состояния объекта выполняется по установленным техническим критериям.

Важно! Если конструкции, которые являются несущими, не соответствуют установленным нормам, дом признается аварийным. Нахождение в таком строении опасно для здоровья. По этой причине принимается решение о расселении жильцов аварийных домов.

Ветхим признается строение с изношенными несущими конструкциями. Такое здание признается непригодным для жизни и подлежит сносу. Сразу сносить строение никто не будет. По этой причине людям какое-то время придется проживать в своих квартирах.

Аварийными признаются также следующие строения:

  • объекты, находящиеся в зоне сейсмической опасности, если есть угроза оползня и другого подобного катаклизма;
  • здание, которое подверглось любому стихийному бедствию – наводнению и другим;
  • объект, расположенный в экологически неблагоприятной зоне;
  • здание, которое находятся вблизи мест с повышенным уровнем шума – вокзалы, аэропорты и другие.

Процедура переселения

Если комиссия вынесла заключение, что дом находится в аварийном состоянии, людям предлагают:

  1. Компенсацию за аварийное жилье. Это актуально в том случае, если владелец имеет несколько квартир и не хочет получать новую жилплощадь. Денежная выплата должна быть равной рыночной стоимости жилья. Можно самостоятельно сделать расчет суммы компенсации.
  2. Новую жилплощадь взамен старой. Правила гласят, что жилье в новом здании по площади должно быть равно тому, из которого гражданина выселяют. Условия проживания также должны быть одинаковыми.

Региональная власть по собственной инициативе может созвать комиссию и принять решение о выселении жильцов из аварийных и ветхих строений в объекты, пригодные для проживания. Не всегда органы местного самоуправления проявляют такую сознательность. Жители могут сами проявить инициативу и подать коллективное заявление о переселении.

Важно! Когда строение будет признано непригодным для проживания, его внесут в списки объектов, подлежащих процедуре расселения.

Условия расселения

Когда положено расселить граждан после принятия соответствующего постановления? Существуют определенные условия программы переселения людей из дома, непригодного для нормального проживания, которые обязаны соблюдать власти на местном уровне.

Порядок расселения людей:

  • переселенцев определят на новое место жительства в течение года после заключения комиссии и в течение месяца после подписания соответствующего соглашения;
  • выселить жильца в новую квартиру власти не имеют права, если человек не соглашался на это сам;
  • для переселения необходим договор, заключенный между гражданином и владельцем нового жилья;
  • человек вправе потребовать компенсацию, а не новое жилье, но данные выплаты ложатся на местные власти;
  • если владелец жилья потребовал компенсацию за свою квартиру, то власти предоставляют ее не по оценочной стоимости жилья, а по рыночной цене;
  • местные власти обязаны организовать бесплатную перевозку движимого имущества жильцов, но гражданин может воспользоваться такой поездкой только однократно и если за один раз все увести не получится, дальнейший наем машины человек осуществляет за свой счет;
  • владельцы жилья должны получить квартиру со всеми удобствами – горячей и холодной водой, новой канализацией и системой отопления, а также с газовой плитой;
  • гражданину дают два варианта жилья на выбор, но его личные пожелания никто учитывать не будет;
  • если человек пользовался квартирой на условиях социального найма, то в новом доме ему будет предоставлено жилье также по соглашению найма;
  • если до момента расселения гражданин претендовал на жилье большего размера и встал в очередь на улучшение условий проживания, этот факт должен был учтен при предоставлении другой жилплощади;
  • нельзя переселять людей в коммуналку – это незаконно;
  • гражданин переселяется в дом, который находится в той же зоне, что и прежнее строение, дальше переезд осуществляется только с письменного согласия жильца.

Новшества программы

В 2017 году в реформу были внесены некоторые изменения:

  • первыми сменить дом имеют право малоимущие граждане;
  • чтобы процесс расселения начал двигаться быстрее, людям предлагаю вкладывать в возведение новых домов собственные средства;
  • власти рассматривают вопрос отказа от предоставления бесплатной приватизации кроме тех случаев, когда граждане вкладывали деньги в воздвижении нового объекта.

Важно! Новые условия вызвали недовольство у граждан, но если это будет закреплено законодательно, людям придется принять новые условия. Чтобы не возникало вопросов о правомерности таких действий местных властей, можно ознакомиться с официальной версией программы на сайте государственной власти.

Переезд из жилья, которое признано непригодным для нормального существования, является необходимой мерой для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан во время пребывания в собственных квартирах. Не все регионы смогли ее реализовать. Это связано с недостатком средств в местном бюджете, а также с отсутствием новостроек. В каждом регионе своя причина продолжения участия в программе, а в некоторых областях планируется продление расселения сразу по совокупности факторов. Как показывают прогнозы, к 2020 году власти снесут старые и аварийные конструкции и на их месте возведут новые. Практика показала, что не всегда планы реализовываются и в указанном году расселение может не закончиться.

Государственная программа «Переселение из ветхого и аварийного жилья» была разработана в 2002 году с целью обеспечения граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу и непригодных для проживания, более современным и безопасным жильем. В программе четко оговаривались сроки, в которые она должна быть реализованной, но с учетом того, что даже после продления сроков действия федеральной программы, переселение из аварийного и ветхого жилья так и не было до конца реализовано, поэтому государственная программа теперь будет выполняться на региональном уровне с учетом особенностей каждого конкретного региона. Этот документ положил начало жилищной реформе, окончание которой запланировано на 2019-2020 года в зависимости от особенностей реализации реформы в каждом конкретном регионе.

Содержимое страницы

Законодательное регулирование вопроса

Законодательной базой для урегулирования вопросов касательно расселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих жилых помещениях, признанных таковыми межведомственной комиссией в установленном законодательством порядке являются следующие законодательные акты:

  1. Федеральный Закон №188-ФЗ «Жилищный Кодекс РФ» (от 29.12.04 г.).
  2. ФЗ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» (от 27.07.07 г.).
  3. Постановление Правительства РФ №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
  4. Государственная программа «Жилье», принятая и вступившая в силу в 2002 году (была рассчитана на 8 лет – с 2002 по 2010 год, но ее реализация затянулась, вследствие чего срок действия программы был продлен до 2017 года).
  5. Постановления региональных (областных) правительств и др.

Поскольку Государственная программа «Жилье», срок которой однажды продлевался, так и не была полностью реализована в силу объективных причин, то было принято решение о продлении срока ее действия до 2020 года, но уже на региональном уровне и на следующих условиях:

  • до 30 сентября, когда должна была заканчиваться программа, органы местной власти должны были выполнить план и закончить расселение граждан из жилого фонда, находящегося в критическом состоянии;
  • это расселение (до окончания сентября месяца 2017 года) будет финансироваться из федеральной казны;
  • все субъекты РФ обязаны разработать и принять региональные программы переселения жильцов из аварийных и ветхих жилых помещений на срок три года, то есть окончание действия программы состоится в 2020 году.

Постановление Правительства Российской Федерации определяет критерии оценки жилых зданий на предмет их годности или непригодности для эксплуатации и проживания в них людей. В статьях 32, 85 и 86 ЖК РФ регламентируются права собственников и лиц, проживающих в аварийном жилом помещении на правах договора социального найма.

Суть и сроки действия данной программы

При разработке и принятии программы по переселению жильцов из аварийного жилища, планировалось, что за время действия этой программы все граждане РФ, проживающие в непригодных и опасных для жизни зданиях, будут переселены в более современные и безопасные жилые частные сооружения и квартиры. Но миссия оказалась невыполнима в столь краткий срок, поэтому программа была продлена до 30 сентября 2017 года. Именно до этого дня должен быть выполнен план по переселению, после чего региональные правительства должны были продолжить эту деятельность, но уже на своем уровне, разработав для этого специальную программу.

Субъекты РФ разрабатывают индивидуальные программы о расселении жильцов из аварийного жилого фонда на срок с 2016 по 2020 год включительно (год, когда реализация программы должна полностью закончиться). Согласно Программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» финансироваться региональные программы по расселению жильцов аварийных зданий и реформированию жилищного фонда будут за счет федерального бюджета.

Важно! Срок действия программы расселения жильцов из ветхого и аварийного жилья должен закончиться в 2020 году, но позже было принято решение о сдвиге сроков до 2019 года. К моменту завершения этой программы должны получить и переселиться в новое жилье все собственники аварийной жилой недвижимости.

Кто осуществляет переселение

Согласно Программе «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» предоставление нового, более современного и безопасного жилья, которое соответствует всем требованиям и нормам безопасности, абсолютно бесплатно, а также выплата собственникам компенсации за изымаемое жилье, подлежащее сносу, осуществляется органами местного самоуправления.

Приобретение жилья у застройщиков и на вторичном рынке для реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также выплата компенсаций производится за счет средств, выделенных из Фонда ЖКХ, областного бюджета, а также привлеченных от сторонних физических и/или юридических лиц. Средства выделены областными бюджетами и средства из Фонда ЖКХ могут направляться на строительство новых домов, в том числе и на долевое строительство, с целью расширения жилого фонда в конкретном регионе для обеспечения лиц, у которых изымается аварийное жилье, новой квартирой или домом.

Дома, которые были возведены на основании государственных контрактов, согласно законодательству и установленным правилам подлежат обязательной передаче муниципальным образованиям. Те, в свою очередь, должны распределить их между лицами, чье жилое здание признано непригодным для проживания и подлежит сносу.

Что такое межведомственная комиссия

Фонд Жилищно-коммунального хозяйства еще с 2007 года, когда был принят Федеральный Закон №185, курирует капитальный ремонт жилого фонда и процесс отселения, поэтому именно ЖКХ наделено полномочиями для создания межведомственной комиссии. Она проводит процедуру обследования помещений на предмет их пригодности для проживания и соответствия санитарно-эпидемиологическим, нормам, требованиям и нормам безопасности и другим, которые установлены законодательством РФ.

В состав комиссии входят представители:

  1. Местной администрации.
  2. Жилищно-коммунального хозяйства.
  3. Собственники ветхого и подлежащего сносу жилья.
  4. Санитарно-эпидемиологической службы.
  5. Пожарной службы.
  6. Ведомств района, производящих жилищный надзор.
  7. Органов, которые осуществляют надзор за соблюдением промышленной и экологической безопасности.
  8. Ведомств по защите прав потребителей.
  9. Эксперты, которые имеют законное право проводить подобные обследования и составлять заключения о состоянии жилого фонда.
  10. Региональные органы, которые проводят инвентаризацию и регистрацию недвижимого имущества и другие ведомства, которые могут быть причастными к данному делу.

Что такое аварийное и ветхое жилье

Что подразумевают под понятием «ветхое жилье», а какие здания могут быть признаны аварийными? Эти вопросы волнуют многих граждан, которых коснулась эта проблема. Дело в том, что с 2002 года, когда была внедрена программа «Жилье» и положено начало реформе, прошло уже 15 лет, но за это время, ни в одном законодательном акте так и не было четко определено понятие «ветхого дома», несмотря на то, что оно достаточно часто употребляется в законодательстве и прочих документах. Из всех существующих и действующих на сегодняшний день нормативных документов и законодательных актов, расшифровка понятия «ветхое жилье» есть только в двух:

  1. «Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности».
  2. «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004»).

В соответствии с вышеприведенными нормативными документами, ветхое состояние дома – это:

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

  • неудовлетворительное состояние конструкций и основания жилой недвижимости, которые перестали соответствовать установленным нормам и требованиям;
  • состояние основания и прочих конструкций здания, при котором общий износ превышает 65% для сооружений из дерева и 70% — для каменных сооружений, но они продолжают сохранять заданную прочность и не несут опасности для жизни проживающих в доме людей.

Таблица. Отличия между аварийным и ветхим состоянием дома.

Как стать участником программы переселения

Если жильцы, проживающие в доме на правах договора социального найма или собственники недвижимости, имея на то веские основания, подозревают, что их жилище находится в аварийном состоянии, они имеют полное право обратиться в органы местного самоуправления. Из администрации их перенаправят в ведомство для проведения оценки фактического состояния здания, после чего они получат официальное заключение.

Затем собственник с заявлением и заключением о фактическом состоянии дома, а также пакетом необходимых документов должен обратиться в межведомственную комиссию, которая в установленном законодательством порядке будет проводить экспертизу на предмет выявления факторов, подтверждающих непригодность помещения для проживания в нем, составлять заключение и выносить решение по результатам проведенного обследования.

Список документов, которые необходимо подать в межведомственную комиссию:

  • заявление собственников или проживающих на правах договора социального найма;
  • заключение уполномоченных органов о фактическом состоянии жилого помещения;
  • технический паспорт на дом или квартиру или план помещения;
  • нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о вступлении в права наследования и др.);
  • кадастровый паспорт здания;
  • заявления и жалобы на аварийное состояние здания проживающих в этом доме или ТСЖ (Товарищества собственников жилья) при наличии таковых.

После оформления всех документов из выше предоставленного перечня и передачи их в межведомственную комиссию, согласно с установленными правилами, необходимо ожидать решение в течение 30 дней. При вынесении комиссией решения, с которым заявители не согласны, есть возможность оспорить его в судебном порядке и при условии проведения независимой экспертизы.

По истечении установленного срока, комиссия может вынести одно из следующих решений:

  • признать здание непригодным для проживания в нем и объявить о необходимости его сноса;
  • объявить жилое помещение, как нуждающееся в капитальном ремонте;
  • объявить о срочной необходимости проведения реконструкции здания;
  • уведомить о необходимости проведения дополнительной экспертизы;
  • отказать в признании жилища аварийным или ветхим, подлежащим сносу.

В случае и подлежащим обязательному сносу, жильцы и собственники автоматически приобретают право на переселение их в новый современную и безопасную для их жизни квартиру.

Условия получения нового жилья по программе расселения

Согласно программе по переселению, после официального признания дома аварийным, жильцы должны быть расселены органами местной власти в самые краткие сроки. Процедура расселения осуществляется при соблюдении целого ряда условий:

  • должны быть переселены в равнозначное по площади жилье, которое благоустроено должным образом, то есть в нем проведены все коммуникации, имеется плита, отопление, водопровод, подключено электричество и т.д.);
  • местные власти обязаны предоставить переселенцам как минимум три варианта на выбор;
  • нанимателей местные власти расселяют, расторгая предыдущий и подписывая новый договор социального найма;
  • по договору социального найма нанимателям предоставляется жилье, метраж которого рассчитывается из установленных законодательством нормам (не менее 18 квадратных метров на человека);
  • если проживающие стояли в очереди на улучшение жилищных условий, то после их переселения из дома, признанного аварийным, они не теряют право получения такой помощи в порядке очереди;
  • местные власти при расселении жильцов из жилья, которое будут сносить, не имеют права расселять их в коммунальные квартиры;
  • альтернативное жилье должно находиться в пределах того же самого района и населенного пункта, что и то, в котором переселенцы проживали ранее до момента признания его аварийным;
  • процесс расселения производится исключительно на основании письменного заявления жильцов аварийного дома;
  • после признания дома ветхим и подлежащим сносу, местные власти должны осуществить расселение его жильцов в срок до 12 месяцев;
  • при расселении собственник непригодного жилья и владелец нового дома (муниципальные образования и другие органы или лица) составляют договор;
  • собственник ветхого изымаемого жилья имеет право получить денежную компенсацию вместо предоставления ему нового жилья, о чем должен сообщить в заявлении, адресованном органам местной власти;
  • местные власти организовывают переезд жильцов – каждому собственнику жилья, подлежащего сносу, полагается грузовой транспорт, но только одна ходка;
  • после признания дома аварийным, ни один из собственников не имеет права распоряжаться квартирой (продавать или менять);
  • с момента составления договора между владельцем нового дома и собственником изымаемого жилья, переселение должно быть осуществлено в течение месяца (30 календарных дней);
  • если собственник проживал в аварийном доме, который намного меньше по метражу, чем установленная норма, то при переезде он имеет право получить замену со стандартным метражом;
  • если аварийным признан дом, в котором проживали жители коммунальных квартир, то при переселении местные власти должны им предоставить отдельные квартиры или частные дома.

Очередность расселения из аварийного жилья

Статья 57 ЖК РФ регламентирует принципы расселения граждан, проживающих в аварийных домах. Согласно с этой статьей, новым жильем обеспечиваются собственники и наниматели непригодного для проживания и подлежащего сносу жилья в порядке строгой очередности. Очередь ведется исходя из дня постановки собственника на учет. То есть те, кто стал на учет на расселение первым, получит новое жилье раньше остальных и т.д.

Вне очереди право на получение новой квартиры имеют граждане:

  • чье жилье в установленном порядке признано непригодным и опасным для жизни;
  • которые страдают хроническими заболеваниями в тяжелых формах.

После вынесения положительного решения комиссией о необходимости снести дом, непригодный к проживанию, по заявлению жильцов, каждому из них должны лично вручить уведомление о таком решении. С этого момента проживающие в этом доме люди заносятся в специальный список как нуждающиеся в смене жилья. Жильцов домов, проживание в которых представляет реальную опасность для здоровья и жизни, обязаны переселять вне очереди, но таких нуждающихся в срочной смене дома, очень много, поэтому для них существует отдельная очередь.

Важно! При отказе жильцов от переселения, местные власти могут решить эту проблему в судебном порядке. Решением суда этих жильцов могут принудительно выселять из аварийного дома или выплатить им денежную компенсацию.

Региональные особенности

Каждый регион РФ реализует программу по переселению жильцов из ветхого жилья на практике по-своему, с определенными особенностями. Жители Москвы и области могут добиться признания их дома ветхим, если:

  • в здании наблюдаются сильные деформации фундамента, определенные биологические повреждения;
  • дом построен в зоне с высокой вероятностью оползней и других природных катаклизмов (селевых потоков, снежных лавин, наводнений и др.);
  • дом получил значительные повреждения, повлиявшие на прочность его фундамента и основных несущих конструкций вследствие чрезвычайных происшествий (взрыв газа, пожар и т.д.);
  • дом расположен в зоне повышенного риска техногенных катастроф.

Реализация данной адресной программы по расселению граждан из ветхого жилья и аварийного жилья на 2018 год в Махачкале будет осуществляться согласно ЖК РФ. Здесь при определении суммы денежной компенсации на практике (при отказе собственника аварийного жилья от предоставления ему альтернативного жилища) учитываются такие факторы:

  • рыночная стоимость жилого здания, которое соразмерно с тем, в котором собственник проживал раньше;
  • размер понесенных расходов собственником аварийного жилища в связи с признанием его таковым (арендная плата за съемную недвижимость, расходы на сбор необходимых документов, на переезд и т.д.).

В Ленинградской области и Санкт-Петербурге адресная программа воплощается в жизнь следующим образом:

  • предоставление альтернативной благоустроенной квартиры собственникам изымаемого жилого помещения, подлежащего сносу, из жилищного фонда города и области;
  • органы местной власти выкупают ветхое здание у собственников, то есть компенсирует выселение в денежном эквиваленте.

В каждом регионе есть свои нюансы и особенности. Чтобы узнать точно о реализации программы в вашем регионе, нужно посетить официальный сайт органов самоуправления в вашем регионе. На сайтах представлена полная информация об этапах реализации программы, финансировании и много другой полезной информации.

Остались вопросы? Задайте их БЕСПЛАТНО нашему юристу!