Налоги на экспорт и импорт: как считать НДС. Место реализации товаров и двойной НДС при ввозе товаров не налогоплательщиком (Семенихин В.В.) Двойное налогообложение в России

Любое развитие экономики предполагает взаимоотношения компании не только с поставщиками и заказчиками внутри страны, но и выход на международный уровень, торговлю с клиентами из других государств, ввоз и вывоз товаров общего потребления. В этих случаях очень важно грамотно исчислять НДС по экспортным операциям, так как отчитываться придется перед налоговыми службами не только своей страны, но и другого государства. Кроме того, при экспортно-импортных операциях нужно знать определенные тонкости по уплате налогов. Что-то платится в виде таможенных пошлин на территории страны, откуда вывозится продукция, что-то в таможенную службу страны поставки. Стоит также учитывать наличие договоренностей и соглашений между странами, которые позволяют исключать двойное налогообложение. Со всеми этими моментами стоит разобраться подробнее.

Какие налоги исчисляем?

Как правило, импортно-экспортные операции облагаются . Это, по сути, единственный фискальный инструмент, который государство может сразу (в течение налогового периода) получить с предприятий, занятых в сфере импорта-экспорта. Остальные налоги (прибыль, имущество) уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности, и в конечном итоге их может и не быть (при понесенных убытках или окончательной амортизации имущества).

Кроме этого, при операциях импорта-экспорта возможны таможенные сборы и пошлины, особенно если дело касается ввоза техники, машин, сельхозпродукции, а также вывоза сырья и природных ископаемых. Делается это с целью увеличения привлекательности развития внутренних производств в сферах переработки, сельского хозяйства и машиностроения.

Когда наступает момент исчисления налога?

Моментом исчисления налога на добавленную стоимость считается время поступления оплаты (или перечисления денег) за товары. То есть продаете вы товар или приобретаете его за границей, как только деньги поступили на ваш счет, с них сразу исчисляется налог, за исключением случаев утери или порчи товара при перевозке. Об этом должны быть представлены подтверждающие факт гибели или порчи товара документы (заключения полиции, санэпидемнадзора и других органов). Также налогом не облагаются товары, приобретенные и переданные в пользу государства.

Двойное налогообложение - будем внимательны

Двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же налог исчисляется с одной и той же хозяйственной операции более одного раза. Этому также может способствовать отсутствие взаимных соглашений между страной-экспортером и государством-импортером о зачете налогов.

Например, между Российской Федерацией и ФРГ есть Соглашение об избежании двойного налогообложения, принятое 29 мая 1996 года, в котором прописано, что налоги от финансово-хозяйственной деятельности взимаются только на территории той страны, где эта деятельность была осуществлена. То есть если вы продаете лес, добываемый в России, вашему партнеру из Германии, то и налог вы перечисляете только в бюджет России. А ваш немецкий компаньон избавлен от уплаты налога на территории ФРГ. То же самое делает он, если поставляет вам немецкие автомобили или технику (за исключением таможенных сборов, которые перечисляются по другому .

Подобные международные договоренности Российская Федерация заключила на текущий момент еще с 156 странами мира, но из них рабочими считаются только 80 (в связи с бюрократическими проволочками разных государств).

НДС по импортным операциям

Под импортом будем понимать ситуацию, когда товар ввозится в страну. Оговариваем этот момент неспроста. Для продающей стороны - это будет считаться экспортной операцией. Товар поставляется на таможню, и с него снимаются обязательства обратного вывоза. То есть, по сути, товар становится заложником таможенной службы. Пока вы не произведете растаможку, получить свой товар вы не сможете. Как происходит растаможка товара?

При растаможке уплачиваются таможенные платежи и импортный НДС. Платятся эти суммы импортером.

Кроме того, если учитывать характер ввозимого товара, он может быть полностью освобожден от уплаты НДС. Однако если налог все же нужно платить, то он взимается со стоимости товара, таможенного сбора и акциза (если последний предусмотрен). То есть сумма налога увеличивается за счет дополнительных пошлин. Это, к сожалению, впоследствии отражается и на отпускной стоимости товара.

Иногда в соответствии с порядком таможенного законодательства предприятие может быть освобождено от уплаты НДС на импортные товары. Однако это не исключает законных требований налоговой службы по уплате налога уже на территории страны. В каждом отдельном случае для правильного налогового администрирования стоит консультироваться у специалистов и налоговых работников.

Для расчета суммы НДС по товарам, ввозимым в страну, нужно руководствоваться следующими формулами:

НДС = ((Таможенная стоимость товара + Сумма пошлины + Акциз)*Ставка налога)/100

Если товар не облагается таможенной пошлиной или акцизом, то эти величины просто исключаются из расчета.

После того как НДС уплачен в бюджет, его можно поставить в зачет (для возврата части суммы налога - возмещение импортного НДС). Для этого необходимо:

  • принять на учет ввезенный товар;
  • предоставить в налоговый орган первичные документы на товар (накладные, счета-фактуры);
  • ввезенные товары должны быть признанны объектами, облагаемыми НДС.

Экспортный НДС

Операцию вывоза товара за пределы страны будем называть экспортной. Учет экспортного НДС осуществляется по нулевой ставке как продукции, вывозимой за рубеж. Кроме товаров, НДС с нулевой ставкой облагаются работы и услуги, предоставляемые за рубежом российскими компаниями. То есть, если вы сидите в Москве, а делаете сайт или разрабатываете программное обеспечение для фирмы, работающей в США, вы имеете право облагать стоимость своих услуг налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Показанный налог по экспортной операции можно поставить в зачет. Для этого обязательно нужно предоставить следующие документы:

  • договор на поставку продукции иностранному покупателю или оказание услуг зарубежному клиенту;
  • выписку любого российского банка, подтверждающую поступление средств на расчетный счет налогоплательщика из-за рубежа;
  • таможенную декларацию на вывозимый товар с отметкой российского таможенного органа, производившего вывоз товара за рубеж в режиме экспорта;
  • копию транспортного листка с отметкой пограничной службы о том, что товар был вывезен за пределы Российской Федерации.

Все документы для возврата экспортного НДС надо предоставить в срок 180 календарных дней со дня поступления оплаты.

Если какого-то из вышеперечисленных документов нет, то НДС облагается вся сумма, полученная за товары и услуги иностранному партнеру по ставке, предусмотренной налоговым законодательством на конкретный товар (услугу).

Однако тут стоит иметь в виду, что в соответствии со ст. 149 НК РФ существуют два перечня товаров и услуг, по которым налогоплательщик имеет (и не имеет) право отказаться от уплаты НДС.

Возмещение по НДС

При уплате НДС при экспортных операциях налогоплательщик в трехмесячный срок с момента подачи отчетности имеет право потребовать возмещение уплаченного налога. Для этого вместе с декларацией в налоговый орган предоставляются документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Налоговая инспекция проверяет все документы, правильность исчисления налога и отнесения его сумм к возмещению экспортного НДС и в случае отрицательного ответа обязана в десятидневный срок предоставить мотивированный ответ о причине отказа.

В противном случае НДС возмещается, идет в зачет уплаченного налога в будущем налоговом периоде либо возвращается налогоплательщику.

В случае если у вас как налогоплательщика есть недоимки, штрафы и пени по НДС перед бюджетом, суммами возмещения они покрываются в первую очередь.

Сколько платить (ставки)?

Ставка НДС с импортно-экспортных операций зависит от продукции, которая ввозится (или вывозится). Она может быть 10% или 18% в зависимости от вида товара в рамках налогового законодательства, общего для всех видов НДС (подробнее об этом в на нашем сайте).

Отчетность по НДС

По сути, она та же самая, что и при уплате НДС по операциям внутри страны. Заполняться должны те листы, в которых отражается импорт (или экспорт).

%0A

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России Чтобы избегнуть двойное налогообложение.

российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. такие соглашения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны. в указанных соглашениях по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. alt=»Ндс двойное налогообложение»>

Об избежании двойного налогообложения (НДС) с Молдовой

Пытаемся провести платежи по договору с фирмой в Кишиневе, однако валютный контроль нашего банка, рассмотрев договор, настаивают на том, что мы, как агенты по НДС должны заплатить в России НДС в бюджет, тогда как фирма в Кишиневе также должна заплатить его в Кишиневе. Предмет договора:

«Исполнитель обязуется по заданито 3аказчика за вознаграждение оказывать услуги по разработке, поддержке и консультированию пользователей программного обеспечения»

Мы — Заказчик. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.1996, НДС уплачивается только в одной из стран-участников Договора.

Можно ли что-то предпринять по существу требований банка, или соглашаться на агентство по НДС и пытаться засчитывать его в Кишиневе?

Налоги на экспорт и импорт: как считать НДС

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл.

21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  1. ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  2. производители и продавцы подакцизных товаров;
  3. организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.
  4. юридические лица;

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

— международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций – один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Избежание двойного налогооблажения в США

Главная > МАТЕРИАЛЫ > Ежегодно в США на постоянное и временное место жительства переезжает 1,5 миллиона человек.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве. Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере. Причин заняться предпринимательской деятельностью в Америке хватает:

  1. прозрачное законодательство;
  2. высококвалифицированная рабочая сила;
  3. соблюдение законов.
  4. благоприятная бизнес среда с предпринимательским духом;
  5. эффективная система налогооблажения;

Однако, какими бы продуманными и грамотными не были законы, даже в США предприниматели сталкиваются с трудностями.

Немало среди них и предпринимателей, желающих начать бизнес или открыть филиал/представительство действующей компании в США.

Одна из них – двойное налогообложение.

Почему продать подержанное авто без посредников скоро будет невозможно

Автодилеры пытаются заставить украинцев покупать б/у машины исключительно в салонах.

В данной статье мы поговорим о двойном налогообложении и о том, как его избежать.

На днях в ВР был зарегистрирован законопроект № 3046 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно стимулирования развития рынка подержанных товаров» (авторы — Роберт Горват, Игорь Кононенко, Андрей Журжий, Игорь Диденко и др.). Хотя в названии документа говориться о целой категории сэконд-хэнда, на самом деле авторы побеспокоились лишь о торговцах старыми авто. Они предлагают, чтобы салонам, которые будут принимать подержанный транспорт на реализацию у частников, разрешили уплачивать НДС лишь с комиссионного вознаграждения, а не со всей стоимости авто, как это происходит сейчас.

Операции по НДС избавят от двойного налогообложения

Случаи двойного налогообложения НДС при страховании риска неисполнения договорных обязательств будут исключены. Правительство одобрило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму. читайте также

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 162 Налогового кодекса РФ подготовлен Минфином во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2015 года №19-П.

КС РФ признал незаконной правоприменительную практику, в соответствии с которой от налогоплательщика — поставщика товаров, заключившего договор страхования риска, требуют включения в налоговую базу по НДС помимо стоимости реализованных товаров суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров, если такой налогоплательщик исчислил налог с операции по реализации товаров в момент их отгрузки.

Налогообложение компаний в Гонконге

Основной принцип налогообложения в Гонконге – взимание налогов по территориальному признаку.

что означает следующее: гонконгская компания не подлежит уплате налогов, если она осуществляет деятельность не на территории Гонконга, и соответственно, источник дохода компании находится за пределами Гонконга. Чтобы определить, ведется ли деятельность компании за пределами Гонконга, все операции, осуществляемые компанией (включая клиентские запросы по ценам, места отправки заявок от клиентов, места оформления заказа и обработки заказа и т.д.) будут определяться с точки зрения того, какие процессы производятся именно на территории Гонконга, а какие – нет.

Место нахождения банковских счетов компании при этом является несущественным признаком. Если доход от коммерческой деятельности основывается на получении комиссионных от обеспечения безопасности покупателей товаров или поставщиков товаров по требованию покупателей, то источник дохода будет определен в том месте, где осуществляется деятельность комиссионных агентов.

Двойное налогообложение НДС

Re: Согласно ст.

161 Налогового кодекса РФ, при реализации услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база исчисляется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога. Чтобы определить, было ли место реализации услуги на территории РФ, необходимо воспользоваться ст.

148 НК РФ, для которой ключевым моментом в определении места реализации услуги является вид услуги. Если местом реализации услуг все-таки является территория РФ, то согласно ст.

С точки зрения налога на добавленную стоимость место реализации товаров имеет ключевое значение для продавца, ведь в силу ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров исключительно на территории Российской Федерации. Поэтому перед тем, как исчислить и уплатить налог, плательщику НДС следует определить, где были реализованы товары. В данной статье рассмотрим правила определения места реализации товаров, порядок ввоза товаров не налогоплательщиком и при каких обстоятельствах происходит двойное налогообложение НДС.

Если сделка по продаже товара заключена между российскими хозяйствующими субъектами и товар изначально находится в Российской Федерации, то проблем с определением места реализации товара не возникает - он считается реализованным на внутреннем рынке, и с такой операции продавец обязан заплатить налог в бюджет при условии, что продаваемые товары не освобождены от налогообложения.
Иначе выглядит случай, когда в сделке по продаже товаров участвует иностранец и задействована территория иностранного государства. В этом случае в целях определения места реализации товаров нужно обратиться к ст. 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с п. 1 указанной статьи в общем случае товар считается проданным в Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание! С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" в ст. 147 НК РФ уточнено место реализации товара в виде углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела.
Согласно п. 2 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров в виде углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов) признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 147 НК РФ, либо при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Напоминаем, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под территорией Российской Федерации и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимается территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Следовательно, если российская организация приобретает товары за границей и реализует их там же, без ввоза на территорию Российской Федерации, то у нее не будет возникать объекта налогообложения. На это указывает и Минфин России в своих Письмах от 14 марта 2013 г. N 03-07-08/7842, от 25 сентября 2012 г. N 03-07-08/278, от 6 июля 2012 г. N 03-07-08/173 и ряде других.
Местом реализации импортных товаров будет признаваться территория иностранного государства даже в том случае, если товары, приобретаемые для продажи за границей, следуют транзитом через российскую территорию. На это указывает Письмо Минфина России от 10 октября 2008 г. N 03-07-08/231. Причем это вполне согласуется с нормами пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, в соответствии с которым при помещении товаров под таможенную процедуру транзита НДС не уплачивается.
Напоминаем, что в соответствии со ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
В соответствии с нормами ст. 38 НК РФ в целях налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). А это означает, что в целях налогообложения товаром признается и недвижимое имущество, отгрузка которого или транспортировка невозможна. Поэтому для такого вида товара предусмотрена специальная норма определения места реализации, зависящая от "прописки" объекта недвижимости.
Если объект недвижимого имущества находится в Российской Федерации и при продаже не отгружается и не транспортируется, то местом его реализации считается российская территория и у продавца возникает объект налогообложения по НДС.

Пример. Предположим, что организация "А", имеющая в собственности здание, находящееся в г. Новосибирске, реализует его покупателю (при этом не имеет значения, является ли покупатель резидентом Российской Федерации или нет).
Так как недвижимый объект находится в Российской Федерации, то у организации "А" имеет место объект налогообложения по НДС.
Окончание примера.

Пример. Предположим, что организация "А", имеющая в собственности здание, находящееся в Болгарии, продает его покупателю (при этом также не важно, представителем какого государства является покупатель недвижимости).
Так как здание находится на территории Болгарии, то местом его реализации выступает территория иностранного государства и у российской стороны объекта налогообложения не возникает.
Окончание примера.

Таким образом, основным критерием для определения места реализации товаров, в том числе недвижимого имущества, выступает территория его нахождения в момент продажи.

Обратите внимание! Имущество, вывезенное с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза с целью использования в производственной деятельности налогоплательщика за пределами территории Российской Федерации, не является товаром для целей обложения налогом на добавленную стоимость. Местом реализации указанного имущества территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, операция по его реализации за пределами территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагается. На это указал Минфин России в своем Письме от 27 апреля 2010 г. N 03-07-08/132.

Статьей 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Указанные виды "специальной" недвижимости, как известно, перемещаются, и в момент продажи они могут находиться за пределами Российской Федерации. Как определить место реализации такого товара?
Согласно п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное море над ними.
На то, что территориальное море признается территорией Российской Федерации, указывает и Минфин России в Письме от 10 июня 2011 г. N 03-07-08/182.
Кстати, о том, что понимается под территориальным морем Российской Федерации, сказано в ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ). В силу указанной нормы территориальное море Российской Федерации представляет собой примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 Закона N 155-ФЗ.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) исключительной экономической зоной Российской Федерации признается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом N 191-ФЗ, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не признается территорией Российской Федерации, следовательно, реализация налогоплательщиком, например, рыбной продукции на данной территории не подпадает под объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость по п. 1 ст. 146 НК РФ.
Аналогичного подхода придерживается и Минфин России, на что указывает его Письмо от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180. О том, что исключительная экономическая зона не признается территорией Российской Федерации, финансисты в очередной раз напомнили в своем Письме от 10 июня 2011 г. N 03-07-08/182.
Как и в случае оказания услуг (выполнения работ), место реализации товаров налогоплательщику нужно подтвердить документально. Однако если п. 4 ст. 148 НК РФ содержит состав подтверждающих документов при оказании услуг (выполнении работ), то в ст. 147 НК РФ ничего об этом не сказано.
По мнению автора, в качестве таких документов могут выступать контракт с иностранным покупателем товаров, первичные документы, свидетельствующие о реализации товаров, а также товаросопроводительные документы.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, представляет собой объект налогообложения. Причем в данном случае НДС рассматривается не в качестве косвенного налога, а признается таможенным платежом. Уплата налога по общему правилу производится на таможне, причем обычно это делает декларант. Если ввозимые товары декларируются таможенным брокером, то ответственным за уплату "ввозного" налога является таможенный брокер.
Правом на вычет НДС, уплаченного при ввозе, обладают только плательщики НДС, поэтому "иностранец", не состоящий на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве плательщика НДС, не сможет им воспользоваться. При ввозе товаров иностранным поставщиком для дальнейшей продажи местом реализации таких товаров считается территория Российской Федерации, тем самым у иностранного продавца возникает объект налогообложения.
Если иностранный поставщик состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, то он самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Если же такой регистрации не имеется, то уплату налога за него осуществляет покупатель, который, согласно ст. 161 НК РФ, признается налоговым агентом.
Уплатив налог, покупатель - плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом по налогу (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для того, чтобы налоговый агент смог воспользоваться вычетом, у него должны выполняться следующие условия:
- налоговый агент является плательщиком НДС по своей основной деятельности;
- на руках у налогового агента имеются платежные документы, свидетельствующие, что сумма налога удержана у иностранного партнера и перечислена в бюджет;
- приобретенные товары (работы, услуги) у иностранной организации предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- у налогового агента есть надлежаще оформленный счет-фактура, выписанный им от имени продавца (п. 3 ст. 168 НК РФ);
- приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налоговый агент обязан представить в налоговую инспекцию декларацию по НДС.
Форма действующей налоговой декларации, представляемая налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Обратите внимание! С 1 января 2014 г. плательщики НДС, исполняющие обязанности налогового агента, представляют указанную декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, могут представлять налоговую декларацию по НДС в бумажном виде.
Следует особо отметить, что разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента" заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Задекларированная сумма налога подлежит уплате в бюджет. Как установлено п. 3 ст. 174 НК РФ, уплату суммы налога налоговый агент производит по месту своего нахождения. Причем в случае приобретения товаров у иностранного поставщика, не имеющего в Российской Федерации соответствующей регистрации, налог уплачивается в бюджет в общем порядке - равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась сделка по приобретению товаров.

Напоминаем, что с 1 июля 2010 г. действует Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".
Порядок исчисления НДС при ввозе и вывозе товаров установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.
При этом необходимые изменения в Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, утверждающий форму декларации по НДС и Порядок ее заполнения, не внесены. И скорее всего, соответствующие изменения будут уже учтены только в новой форме отчетности по НДС.
В связи с этим налогоплательщикам, имеющим отношения со странами Таможенного союза, заполнять декларацию по НДС придется по действующей форме в порядке, аналогичном ранее действовавшему, но с учетом Соглашения и Протоколов к нему.
На это также указывают контролирующие органы (Письмо ФНС России от 20 октября 2010 г. N ШС-37-3/13778@ "О направлении Письма Минфина России от 6 октября 2010 года N 03-07-15/131").
Минфин России в своем Письме от 13 января 2011 г. N 03-07-08/06 дал разъяснения по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российской организацией в бюджет в качестве налогового агента, при приобретении у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость, имеет право на вычет данных сумм в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет.
В заключение хотелось бы отметить, что если иностранный поставщик, ввозящий товары в Российскую Федерацию для продажи, не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, то у него образуется двойное налогообложение НДС. Сначала НДС уплачивается им на таможне, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в качестве таможенного платежа, при этом правом на вычет иностранный поставщик не может воспользоваться. И второй раз, когда покупатель - налоговый агент удерживает сумму НДС из дохода иностранного поставщика, который тот, в свою очередь, должен получить за реализованный товар.

Соглашение об избежании двойного налогообложения , заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье .

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье .

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье .

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье .

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Иностранное государство — партнер по СДН

Вид документа

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

Австрийская Республика

Конвенция

Королевство Бельгия

Конвенция

Республика Болгария

Соглашение

Венгерская Республика

Конвенция

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Конвенция

Греческая Республика

Конвенция

Республика Германия

Конвенция

29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)

Королевство Дания

Конвенция

Итальянская Республика

Конвенция

Ирландия

Соглашение

Королевство Испания

Конвенция

Республика Кипр

Соглашение

05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010)

Великое Герцогство Люксембург

Соглашение

28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011)

Конвенция

Королевство Нидерланды

Соглашение

Португальская Республика

Конвенция

Республика Польша

Соглашение

Конвенция

Республика Словения

Конвенция

Словацкая Республика

Соглашение

Французская Республика

Конвенция

Финляндская Республика

Соглашение

04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)

Республика Хорватия

Соглашение

Чешская Республика

Конвенция

17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)

Королевство Швеция

Конвенция

Латвийская Республика

Соглашение

Литовская Республика

Соглашение

Королевство Норвегия

Конвенция

Швейцарская Конфедерация

Соглашение

15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011)

Республика Албания

Конвенция

Республика Исландия

Конвенция

Республика Македония

Соглашение

Сербия и Черногория (бывшая Югославия)

Конвенция с Союзной Республикой Югославией

Республика Мали

Конвенция

Соглашение

Республика Куба

Соглашение

Федеративная Республика Бразилия

Конвенция

В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется

Аргентинская Республика

Конвенция

Республика Ботсвана

Конвенция

Боливарианская Республика Венесуэлла

Конвенция

Республика Чили

Конвенция

Соглашение

Соглашение

Исламская Республика Иран

Соглашение

Арабская Республика Египет

Соглашение

Государство Израиль

Конвенция

Алжирская Народная Демократическая Республика

Конвенция

Государство Кувейт

Соглашение

Ливанская Республика

Конвенция

Королевство Саудовская Аравия

Конвенция

Сирийская Арабская Республика

Соглашение

Турецкая Республика

Соглашение

Республика Индонезия

Соглашение

Республика Индия

Соглашение

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение

Конвенция

Королевство Таиланд

Конвенция

Республика Филиппины

Конвенция

Монголия

Соглашение

Королевство Марокко

Соглашение

Китайская Народная Республика

Соглашение

13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015)

Республика Корея

Конвенция

Соглашение

Малайзия

Соглашение с СССР

Информация отсутствует

Республика Сингапур

Соглашение

09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015)

Соглашение

Республика Намибия

Конвенция

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Соглашение

Австралия

Соглашение

Новая Зеландия

Соглашение

Республика Узбекистан

Соглашение

Республика Таджикистан

Соглашение

Туркменистан

Соглашение

Республика Молдова

Соглашение

Киргизская Республика

Соглашение

Республика Армения

Соглашение

28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011)

Азербайджанская Республика

Соглашение

Соглашение

Республика Беларусь

Соглашение + Протокол

21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)

Республика Казахстан

Конвенция

Соглашение

Специальный административный район Гонконг КНР

Соглашение

Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.

Итоги

Чтобы снизить налоговое бремя российских коммерсантов, правительство РФ заключает соглашения об избежании двойного налогообложения с руководством других стран. Данные соглашения имеют преимущество над налоговым законодательством РФ. Но чтобы их применять, российским налогоплательщиком и его контрагентом должны быть соблюдены все условия международного договора и предоставлены в ФНС сопровождающие сделку документы.

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Если с документами все в порядке, а требование возмещения налога обоснованно, возврат экспортного НДС происходит путём перечисления на расчётный счёт налогоплательщика либо в форме списания текущих и будущих задолженностей.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.