Мировое хозяйство: структура, отрасли, география. Структура промышленности в современной мировой экономике Промышленность в современном мире

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

Введение.

Топливная промышленность.

Нефтяная промышленность.

Угольная промышленность

Электроэнергетика мира .

Металлургическая промышленность мира

Черная металлургия.

Размещение предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира.

Лёгкая промышленность мира.

Машиностроение.

Химическая промышленность мира.

Заключение.

Литература

Введение.

Промышленность – это ведущая отрасль мирового производства на нее приходится около ¼ стоимости ВВП. Современная промышленность представляет собой сложнейший конгломерат секторов, отраслей, подотраслей, видов, стадий и ти­пов производства. Практические все готовые изделия в той или иной степени проходят промышленную обработку - от простей­ших видов аграрной продукции до новейшего высокотехнологического оборудования. В ней, прежде всего, выделяются: топливная промышленность, осуществляющая добычу первичных энергоносителей (угля, нефти, газа и пр.), и электроэнергетика; черная, цветная металлургия и химическая промышленность, непосредственно связанные с использованием продукции ее добывающих отраслей (первичные материалы и энергоресурсы и пр.); машиностроение, получающее конструкционные материалы от отраслей предшествующей группы и некоторых других производств; легкая и пищевая промышленность, занятые переработкой, преимущественно сельскохозяйственного сырья.

Топливная промышленность.

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Нефтяная промышленность.

Добыча нефти в мире в 1950 - 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность - одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Сегодня разведанные мировые запасы нефти составляют 1208,2 млрд. баррелей(165,5млрд.т). За последние 25 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись почти на 500 млрд. баррелей(68,5 млрд. т). Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд. баррелей(358,1 млрд. т). Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток – на его долю приходится около 61,5% от общего объема. При этом около 22% мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Евразия обладает 12% мировых запасов, из которых 6,6% приходится на Россию.

Ведущую роль в мировой добыче нефти (43% всей добычи) играет организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Венесуэла.

Десятку крупнейших производителей нефти образуют Саудовская Аравия (410 млн. т), США (325), Россия (300), Иран (185), Норвегия (155), Китай (155), Венесуэла (150), Мексика (145), ОАЭ и Великобритания (около 100 млн. т).

Абсолютным лидером по потреблению нефти является индустриальная экономика Соединенных Штатов. С одной стороны, это говорит о высоком уровне развития промышленности, а с другой – о «нефтяной зависимости» страны. По состоянию на 2006г. в США добывают лишь 9,8% от мирового объема добычи в год, а потребляют - более 24%. Этот дисбаланс в экономике сверхдержавы до сих пор приводит к потрясениям в мировом масштабе. На втором месте по потреблению нефти находится Китай (9%), на третьем – Япония (6%). Россия делит четвертое место с Германией и Индией (более 3%), также в десятку лидеров в потреблении нефти является Южная Корея, Канада, Франция, Саудовская Аравия. Основными потребителями мировой нефти стабильно являются промышленно развитые страны. За последние 20 лет вырос уровень потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересно, что страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся мощными экспортерами нефти, занимают среди потребителей довольно скромное место.

В 1999 г. Мировой импорт нефти составлял 1578,1 млн. т. Основной импорт нефти по регионам мира распределился следующим образом Европа - 36,0%, Азия - 31,9%, Северная и Центральная Америка - 26,5%, Южная Америка – 2,3%, Африка - 2,2%, Океания 1,1%.

Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов - развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно велика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

Промышленность природного газа.

В течение последних десятилетий роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает, что обусловлено как его высокой эффективностью в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности, так и повышенной в сравнении с нефтью и углем экологичностью. Эта тенденция продолжится и в будущем, а возможно, даже усилится за счет удешевления технологий сжижения природного газа и строительства новых магистральных газопроводов.

Мировые запасы природного газа по состоянию на 2008 г. составляли 185 трлн. м3. За десять лет, с 1998 г., они увеличились в 1,25 раза. А за 2008 г. их прирост по отношению к предыдущему году составил 8 трлн. м3 или 4,5%. Лидерами по запасам природного газа являются Россия (43,3 трлн. м3), Иран (29,6 трлн. м3) и Катар (25,5 трлн. м3). В сумме эти три страны контролируют более 50% мировых запасов этого энергетического и минерального сырья. Далее в рейтинге стран по запасам природного газа идут Саудовская Аравия, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, США, Венесуэла. Но даже в совокупности эти страны значительно уступают России, они располагают 33,5 трлн. м3 природного газа или 18,1% его мировых запасов.

За последние 10 лет наибольший прирост запасов был достигнут на Ближнем и Среднем Востоке – увеличение в 1,43 раза, в Африке – 1,36 раза и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – 1,35 раза.

По размерам добычи природного газа резко выделяются Россия (570 млрд. куб. м)(Россия является крупнейшим экспортером природного газа более 35% мирового экспорта и в настоящее время удовлетворяет 26% потребностей европейских стран), США (540) и Канада (155), на долю которых приходится более половины ее мирового итога, далее идут страны с ежегодной добычей от 90 до 30 млрд. куб. м - Нидерланды, Великобритания, Индонезия, Алжир, Узбекистан, Туркмения, Саудовская Аравия, Иран, Австралия.

За последние 20 лет доля природного газа в мировом энергетическом балансе выросла с 19 до 24%. По прогно­зам ряда экспертов, она будет и далее постепенно возрастать до 26–28% к 2020 г. и 30% к 2050 г. Основной объем (78%) добываемого в мире природного газа используется странами-продуцентами, остаток (22%) поступает на экспорт. Высокая стоимость транспортировки является основным фактором, препятствующим формированию единого мирового рынка газа. В настоящее время основной объем межгосударственной торговли природным газом осуществляется на трех достаточно изолированных региональных рынках: в Европе (45%) и в Северной Америке (16%) с использованием трубопроводного транспорта, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе (17%) с использованием, в основном, танкерного флота.


Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).
Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).
Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc

^

Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве


Промышленность, как уже отмечалось, остается веду-щей отраслью материального производства, причем ее доля в общем объеме продукции отраслей материального произ-водства растет

Современная промышленность состоит из множества са-мостоятельных отраслей промышленности.

Отрасль промышленности - это совокупность предприя-тий, характеризующихся единством экономического назна-чения производимой продукции, однородностью перераба-тываемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы и профессиональными кадрами.

Объединение нескольких специализированных отраслей промышленности представляет собой комплексную отрасль (черная металлургия, электро- и теплоэнергетика, маши-ностроение и т. д).

Состав и соотношение отдельных отраслей, отражаю-щих определенные производственные взаимосвязи, степень дифференциации и специализации отраслей характеризуют отраслевую структуру промышленности. В зависимости от экономического назначения продукции различают отрас-ли, производящие средства производства, и отрасли, про-изводящие предметы потребления.

Отрасли промышленности по характеру воздействия на предмет труда делятся на добывающие и обрабатывающие. Первые заняты добычей природного сырья (руд черных и цветных металлов, угля, торфа, природного газа, слан-цев), вторые - переработкой продукции добывающих от-раслей промышленности или сельского хозяйства.

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: эконо-мическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном про-цессе; однородность целевого назначения выпускаемой про-дукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.

Но наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.

Роль промышленности в мировом хозяйстве определя-ется рядом факторов"

Растет уровень механизации (как продукта промышлен-ности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуж-даются в средствах механизации;

Натуральное сырье (продукция сельского хозяйства) все больше вытесняется синтетическим сырьем, что изменя-ет структуру мирового хозяйства в пользу промышлен-ности;

Ряд отраслей и производств переходит в сферу промыш-ленности из других сфер хозяйства;

Продукты питания (как традиционная продукция сель-ского хозяйства) во все большей мере поступают в по-требление после промышленной обработки.

Не рассматривая подробно все отрасли промышленнос-ти, остановимся лишь на машиностроении, т. к. эта отрасль является материальной основой технического перевооруже-ния экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом.

Машиностроение развитых стран и части развивающих-ся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машино-строения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.

Отраслевая структура машиностроения может быть пред-ставлена следующим образом.

1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т. п.).

2. Электротехническая промышленность (включая электрон-ную).

3. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиа-ракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т. п.). Совершенствуется производственный аппарат новых на-укоемких отраслей, увеличиваются расходы на все виды ниокр в машиностроении.

В результате развития НТП повышается роль машиностроения в экономике развитых стран.

Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли Машиностроения в обрабатывающей промышленности промьшленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производствен-ную инфраструктуру таких функций, как программирова-ние и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготов-ке кадров; консультационные услуги и т. п.

Среди отраслей транспортного машиностроения в цент-ре современной государственной промышленной политики стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение, т.к. эти отрасли играют ключевую роль в развитии не только машиностро-ения, но и всей экономики ведущих стран Запада.

Регулирование государством развития этих отраслей осу-ществляется по двум направлениям: по линии стимулиро-вания инновационного процесса; путем реализации различ-ных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутрен-нем и внешнем рынках.

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии - 25% (на электротехнику), в Германии - 47 и 29%, во Франции - 50 и 43%, в Великобритании - 45 и 40%, в Италии - 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных рас-ходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% сум-марных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализи-рованных подрядчиков.

Роль сельского хозяйства в мировом хозяйстве. АПК и тенденции его развития

^ Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в мировой экономике. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия Содержания жизнедеятельности общества. Значение его нестолько в обеспечении потребностей людей в продуктах пи-тания, но и в том, что он существенно влияет на занять населения и эффективность всего национального производства

АПК - самый крупный из основных (базовых) комп-лексов в мировой экономике страны.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сы-рья. В АПК входят три крупные сферы отраслей.

Первая сфера АПК - тракторное и сельскохозяйствен-ное машиностроение; машиностроение для пищевой промыш-ленности; агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система материально-технического обслу-живания сельского хозяйства; мелиоративное и сельское

Строительство.

Вторая сфера - растениеводство, животноводство, ры-боловство, лесное хозяйство

Третья сфера АПК - пищевая промышленность; холо-дильное, складское, специализированное транспортное хо-зяйство; торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потре-бителя, включая оптовые рынки, розничную торговлю и общественное питание. К каждой сфере следует также от-нести соответствующие отрасли науки и подготовку кад-ров."

В экономически развитых странах удельный вес сель-ского хозяйства в структуре АПК занимает относительно меньшее место и по стоимости продукции, и по численно-сти занятых в этой сфере.

Когда-то доля сельского хозяйства в ВНП или ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но и достигающей таких величин, как 60 - 80%. Ныне в разви-тых странах она колеблется в пределах 2 - 10%. Так, в ВНП США доля сельского хозяйства составляет всего 2%, и при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удов-, летворять потребности не только 260 млн американцев, но"" и еще 100 млн чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером этой продукции.

Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в мировом хозяйстве. В настоя-щее время в связи с интенсивным воздействием НТП сель-ское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хо-зяйство превращается в составную часть крупного аграрно-промышленного комплекса.

По территории суши качество продуктивных земель су-щественно меняется. Плодородие почв зависит от многих природных факторов.

Земли, используемые в сельском хозяйстве и произво-дящие разнообразную продовольственную продукцию, за-нимают 35% мирового земельного фонда. Они очень различ-ны по природным свойствам, по способности продуцировать культурные растения или травы, на которых выпасается скот, т. е. по своему агроприродному потенциалу.

В самом общем плане земли подразделяются на две круп-ные категории: 1) земледельческие, на которых произво-дится выращивание культурных растений, и 2) пастбищ-ные, предназначенные для выпаса домашнего скота.

Наиболее ценные и плодородные земли планеты, ис-пользуемые с разной степенью интенсивности, составляют около 1,5 млрд га. Они очень отличаются по качеству, уров-ню продуктивности и неравномерностью распределения по территории материков.

Если в целом по миру на каждого жителя приходится 0,3 га пашни, то в Азии, где сосредоточен 31% мировой пашни, этот показатель (0,15 га) самый низкий на плане-те Иными словами, в Азии 1 га должен прокормить 7 чело-век. В плотно населенной Европе 1 га кормит уже 4 челове-ка, в Южной Америке - 2,0, в Северной Америке - почти 1,5 человека.

Различные размеры массивов земель, находящихся в обработке на материках, зависят не столько от потребнос-тей населения, сколько от агроприродного потенциала тер-ритории. Это хорошо видно на примере Азии. На зарубеж-ных территориях Азии, где проживает в настоящее время свыше 3,1 млрд человек, распахано всего 17% общей пло-щади, поэтому столь низкой оказывается здесь норма ду-шевого обеспечения пашней местного населения.

Наиболее благоприятны природные условия для разви-тия земледелия в Европе, где примерно на 1/3 всех земель отсутствуют серьезные ограничивающий факторы. В то же время в этом регионе очень высокая плотность населения. Поэтому, несмотря на значительную освоенность террито-рии под обработку, душевое обеспечение пашней не на-много выше, чем в Азии, - всего 0,3 га.

Африка и Южная Америка - это материки, население которых не в состоянии обеспечить себя продовольствием, и размеры обрабатываемых земель в этих регионах более чем скромные: в Африке распахано всего 6% общей пло-щади, в Южной Америке - менее 8%.

В то же время освоенные пахотные земли используются далеко неоднозначно. Во многих районах мира ширится мас-сив поливных земель, применяются органические и мине-ральные удобрения, почвозащитные способы обработки, особые сорта культурных растений. Иными словами, внедряется интенсивное земледелие, требующее значительных капиталовложений в каждый гектар, но зато и дающее ощутимую прибавку урожайности.

По данным ФАО, за последние 25 лет общая пахотная площадь мира выросла на 140 млн га, т. е. на 10%. Населе-ние же увеличилось на 1,3 млрд человек, или на 40%. Про-кормить это население оказалось возможным лишь благо-даря интенсивным способам ведения сельского хозяйства. "а 82% прирост продовольствия был обеспечен за счет ин-тенсификации сельского хозяйства и лишь на 12% - за ^st экстенсивного расширения площади пашни.

Что касается финансовых результатов всего комплекса государственных мер по регулированию сельского хозяй-ства, то общий вывод неутешителен: поступления средств в сельское хозяйство во много раз превышают те суммы, которые идут из этой отрасли в бюджет. В целом по ОЭСР, то есть по 29 наиболее развитым странам Запада, поступ-ления в сельское хозяйство из бюджета в 9 раз превышают его выплаты в бюджет, а если к этому добавить и ценовые субсидии, то - в 18 раз. К началу XXI века произошло кардинальное, изменение сущности сельскохозяйственного производства. НТР привела к невиданной прежде интенсификации сельскохозяй-ственного производства, его органичному срастанию с про-мышленностью, что в свою очередь повлекло серьезные изменения и в других сферах и отраслях мирового хозяй-ства.

Отраслевая структура: топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важ-нейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продук-ции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ре-сурсы (ПЭР), к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энер-гии) в 1995-2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохра-нится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, осо-бенно в промышленно развитых странах.

Как считают специалисты, в период 1995-2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6-1,7 раза и составит около 17 млрд т ус-ловного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления Доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более -4%). Доля энергии АЭС, ГЭС и других не превысит 6%.

В общем объеме производства и потребления ПЭР лиди-рующую роль сохранит нефть, на втором месте останется Уголь и на третьем - газ. Тем не менее в структуре потребления доля нефти упадет с 39,4 до 35% при росте доли

газа с 23,7 до 28%. Несколько снизится доля угля - с 31,7 до 31,2%. Небольшое увеличение доли неорганических энер-горесурсов будет происходить на фоне сокращения удель-ного веса атомной энергии - с 2,3% в 1995 г. до 2% к 2015 г.

Структура ТЭК в мировом хозяйстве определяется ви-дами используемой первичной энергии и балансом между ними. В таблице 6.1. представлены источники первичной энергии и соответствующие им виды вторичной энергии, получающейся в результате преобразования.

Таблица. Виды первичной и вторичной энергии

В конце 90-х годов, как известно, произошло замедле-ние темпов экономического развития фактически во всех странах мира. В государствах ОЭСР и, в частности, в Япо-нии (которая пережила глубокий спад) экономический рост в среднем составил 2,2%.

По мере снижения темпов экономического развития со-кращались темпы прироста потребления ПЭР. Определен-ное воздействие на объемы потребления ПЭР и их струк-туры оказало резкое снижение цен на нефть, начавшееся в конце 1997 г. Аналитики считают, что такая тенденция, сохранявшаяся до конца века, в начале XXI века изменит-ся и цены пойдут вверх, составляя 125-135$ за тонну. Предполагается, что добыча нефти в 2001 году возрастет на 1,1 млрд тонн. Напротив, доля природного газа, как в структуре потребления, так и производства, непрерывно будет" расти. Так, в среднем в структуре производства доля природного газа выросла на 0,1%.

Снижается доля угля в структуре потребления, что сви-детельствует о замещении нефтью и газом некоторого объема угля.

Как считают эксперты, производство и потребление энергии атомных и гидроэлектростанций недостаточно, их роль в топливно-энергетическом комплексе мировой эко-номики еще невысока, а доля в топливно-энергетическом балансе мира не превышает 5,5%.

Наиболее быстрыми темпами электроэнергетика разви-валась в 50-е-60-е гг. XX века. Практически за этот пери-од произошло удвоение производства электроэнергии, стра-ны стали переходить на энергосберегательные технологии. Лидерами в производстве энергии традиционно являются:

США - 3,0 трлн кв/ч; РФ - 1,1 трлн кв/ч; Япония - 1,0 трлн кв/ч; КНР - 0,66 трлн кв/ч.

Структура потребления первичных энергоресурсов в мировом хозяйстве выглядит следующим образом:

Нефть - 41,2%;

Твердое топливо - 28,3%;

Газ - 22,3%;

Атомная энергия - 9%;

ГЭС и прочие нетрадиционные источники - остальное потребление.

Географически потребление энергии в мировом хозяй-стве складывается следующим образом:

Развитые страны - 53%;

Развивающиеся - 29%;

СНГ и страны Восточной Европы - 18%.

Основные крупнейшие в мире источники добычи энер-горесурсов:

Нефть: Самотлор (Западная Сибирь, Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;

Газ: Республика Коми, Уренгой (Россия); Голландия;

За 1998 г. несколько увеличился объем доказанных из-влекаемых запасов нефти и природного газа. По нефти на 1.1999 г. они составили 141,7 млрд т против 139,7 млрд т

Энергетика

Ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 11,7 млрд. т. нефтяного эквивалента.

Таким образом, несмотря на применение прогрессив-ных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает, расширение масштабов мирового произ-водства и потребления увеличивает и потребность в энер-гии (особенно в развивающихся странах).

Однако к началу XXI века ожидается падение общей потребности в энергоресурсах.

В условиях НТП возросла роль атомной энергии в топливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства (раз-витие этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды)

Ресурсы современной топливной базы для ядерной энер-гетики определяются стоимостью добычи урана при затра-тах, не превышающих 130 долларов за 1 кг. Произ-водство энергии на строящихся АЭС мало зависит от стоимости сырья.

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).