Курс лекций "управление личными финансами". Финансовая грамотность – с чего начать новичку? Введение в управление личными финансами

Лето – это прекрасное время для отдыха и самообразования. Чтобы долгожданный отпуск не пролетел незаметно, а оставил после себя, помимо приятных впечатлений, нужные знания, предлагает своим читателям в удаленном режиме пройти обучающий курс по финансовой грамотности.

Российские университеты, образовательные центры и некоммерческие финансовые организации регулярно проводят множество мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности граждан. Видя, насколько быстро развивается в этом направлении онлайн-образование за рубежом, отечественные специалисты стараются не отставать и разрабатывают специальные дистанционные курсы по финансовой грамотности для тех, кто по разным причинам не может посещать лекции в университете, но желает повысить уровень своей осведомленности в денежных вопросах. При этом немногие россияне знают, что учиться онлайн и узнавать новое в области финансов можно и бесплатно. Представляем Вашему вниманию топ-5 дистанционных курсов по финансовой грамотности этого лета.

Финансовые инструменты для частного инвестора

Разработанная группой доцентов и профессоров из НИУ ВШЭ большая образовательная программа о финансовых инструментах включает в себя целых шесть курсов о финансах, среди которых рядовому гражданину особенно интересным покажется первый: «Управление личными финансами».

Изучение данного курса позволит обучающемуся лучше ориентироваться в текущих финансовых вопросах и находить оптимальные способы управления личным капиталом, научиться составлять личный финансовый план и многое другое.

Студент, решивший ознакомиться с данной образовательной программой, сможет ознакомиться с материалами других курсов, предлагаемых экспертами, и понять специфику инвестирования в различные финансовые инструменты (акции, облигации и другие), а по окончании обучения сформировать инвестиционный портфель по заданным критериям, спрогнозировать наращение капитала по нему и адаптировать его для двух сценариев развития экономики (оптимистичного и пессимистичного).

Каждый курс программы длится от четырех до шести недель, при желании любую тему можно пройти отдельно.

Организатор: Высшая школа экономики

Где: платформа Coursera

Стоимость: бесплатный доступ на 7 дней с начала пользования, затем - 2773 рублей в месяц.

Финансовые рынки и институты

Второй курс по повышению финансовой грамотности от специалистов НИУ ВШЭ, слушатели которого могут узнать, как функционируют финансовые рынки, компании и финансовые инструменты, с которыми каждому из нас приходится сталкиваться в своей жизни.

Кроме того, обучающиеся по программе могут получить информацию о базовых принципах инвестирования свободных средств на финансовом рынке и узнать основы проведения финансовых вычислений.

В ходе прохождения обучения в конце каждой учебной недели слушателю придется выполнить 9 контролирующих тестов. Обучение будет считаться успешно завершенным только при верном решении заданий.

Организатор: Высшая школа экономики

Где: платформа Coursera

Стоимость: бесплатно (в качестве вольного слушателя), 1641 рублей (с получением сертификата по завершении курса).

Рынки капитала или финансовые институты, или «О чужих деньгах»

Онлайн-курс рассчитан на широкую аудиторию слушателей, которые интересуются финансовой тематикой, и длится 6 недель. Образовательная программа включает в себя цикл лекций, материалов и игр по теме. В конце каждой недели обучающемуся будут предложены контрольные тесты.

В ходе прохождения онлайн-курса слушатель сможет узнать о ключевых проблемах и рисках, с которыми сталкивается потребитель при кредитовании и страховании, банковской системе, причинах мирового финансового кризиса 2008 года и многом другом.

Организатор: Московский физико-технический институт и American Institute of Business and Economics

Где: платформа Coursera

Стоимость: бесплатно (обучение без получения сертификата), 2773 рублей (с получением сертификата по завершении курса).

Основы финансовой грамотности

Дистанционный онлайн-курс, разработанный экспертами Регионального центр афинансовой грамотности Томской области в рамках проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», предназначен для россиян самых разных возрастов.

В начале курса обучающийся с помощью вводного тестирования на основе заданий Всероссийского экзамена по финграмотности определяет уровень своих знаний, потом проходит обучение по темам (планирование личного и семейного бюджета, основы налогообложения для населения, страхование как способ защиты от рисков и другие) и в заключение сдает финальный онлайн-экзамен.

По завершении курса можно получить сертификат, подтверждающий полученные знания.

Среди тех, кто успешно пройдет обучение до конца лета, будут разыграны билеты на семинары ведущих финансовых консультантов России.

Организатор: Региональный центр финансовой грамотности Томской области (РЦФГ)

Старт: бессрочно

Основы финансов для молодежи

Авторы онлайн-курса «Основы финансов для молодежи» ставили перед собой цель – способствовать повышению финансовой грамотности граждан за счет непрерывного создания и свободного распространения образовательного цифрового контента по теме финансов и экономики в игровой форме.

Курс состоит из более чем 100 мини-заданий, разбитых по разным уровням и включающих статьи, видео-лекции и задания по теме, выполняя которые обучающийся получает баллы.

Задания курса разбиты на пять ключевых модулей: личные финансы, бытовые финансы, глобальные финансы, финансовые институты и корпоративные финансы.

Перейти на следующий уровень можно, только справившись с заданиями предыдущего уровня. Получение 500 баллов позволяет обучающемуся получить сертификат НГУ о прохождении онлайн-курса «Основы финансов для молодежи».

В разработке дистанционного курса приняли участие более 50 экспертов, работающих в сфере финансов.

Организатор: Центр дополнительного образования Новосибирского Государственного Университета (ЦДО НГУ)

Старт: бессрочно

Стоимость: бесплатно.

Здравствуйте, друзья!

На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без нее мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.

Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.

Что такое финансовая грамотность и почему она важна?

Подготавливая материал для этой статьи, я поняла, что могу легко скатиться в область учебника по финансам. Это покажется скучно и неинтересно людям, которые не имеют экономического образования и никогда не слышали о сложных процентах, инвестициях и рисках.

Мне кажется, моя задача – на бытовом уровне простым языком донести до читателей одну единственную мысль – финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

– это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

А теперь скажите, что вам это не надо, тогда я смогу посочувствовать вам.

Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

  1. Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
  2. Необдуманное залезание в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
  3. Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
  4. Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
  5. Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.

Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:

  1. Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
  2. Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
  3. Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
  4. Не стать объектом мошеннических действий.
  5. Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.

Статистика по уровню финансовой образованности населения России

В 2015 году Министерство финансов РФ провело исследование, в котором оценило уровень знаний населения России в вопросах финансовой сферы. Участники были в возрасте от 14 до 79 лет. Получены интересные результаты:

  • 24 % опрошенных на вопрос о том, имеют ли они хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы, ответили “Нет”;
  • только 20 % уверены в справедливом разрешении спора или конфликта с финансовым учреждением (банком, страховой компанией);
  • 37 % опрошенных из тех, кто брал какие-то виды кредитов, не сравнивали эти банковские продукты между собой, не выбирали лучшее предложение;
  • 70 % опрошенных считают, что государство отвечает за достойный уровень пенсии человека.

Это плохие результаты, но есть и хорошие:

  • 64 % понимают, что чем выше доходность, тем выше риск;
  • наметилась положительная тенденция почти по всем вопросам анкеты по сравнению с 2013 годом, когда проводили первые исследования.

Это официальные данные, полученные из исследования, но есть и субъективное мнение россиян. В 2017 году Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос среди населения РФ. Только 12 % россиян считают, что обладают хорошим уровнем финансовой грамотности. Эта цифра резко снижается все последние годы.

Однако увеличилось число семей, которые ведут учет доходов и расходов (с 20 % в 2015 г. до 42 % в 2017 г.) Если вы все еще этого не делаете, то рекомендую почитать статью на нашем блоге . Она расставит все точки над “i”.

А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса. В 2013 году 33 % справились с базовым тестом на финансовую грамотность. Но в 2015 году это сделали только 14 %.

Тест на финансовую грамотность

Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

  1. Более 108 000 рублей.
  2. Ровно 108 000 рублей.
  3. Менее 108 000 рублей.

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

  1. Более 150 000 рублей.
  2. Ровно 150 000 рублей.
  3. Менее 150 000 рублей.

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?

  1. Скидка в 1 500 рублей.
  2. Скидка в 10 %.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.

  1. Меньше 6 %.
  2. Ровно 6 %.
  3. Больше 6 %.

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

  • 1-й вопрос – более 108 000 руб.;
  • 2-й вопрос – более 150 000 руб.;
  • 3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;
  • 4-й вопрос – ровно 6 %.

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

Таких тестов на просторах интернета можно найти много. Есть зарубежные, есть и отечественные. Большие и маленькие. Можете тренироваться, сколько душе угодно. Главное, научитесь применять на практике полученные знания.

Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак в газете “Известия” от 5 октября 2017 года огласил результаты международного исследования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) измеряла уровень финансовой грамотности участников из 20 стран. Россия – на 9-м месте. До лидера, Франции, не хватило всего 2 баллов. Совсем неплохой результат.

А еще лучше результаты среди школьников. Наши российские учащиеся за 3 года исследований поднялись с 10-го на 4-е место. Они опередили США, Нидерланды и Австралию. Так что наше финансовое будущее совсем не темное.

Способы ликвидации финансовой безграмотности

С чего начать повышение уровня образования в сфере финансов? Есть несколько способов, выбирайте тот, который вам кажется оптимальным:

  • Чтение специальной литературы. Например, я сделала хорошую подборку .

Когда я готовила материал по книгам, мне пришлось прочитать их все. Я совсем не жалею о потраченном времени. Сегодня мы с мужем уже разработали семейную стратегию накопления средств на краткосрочные и долгосрочные цели. Открыли депозит, часть средств вложили в ПИФ, а часть – на индивидуальный инвестиционный счет. Каждый месяц будем пополнять вклады.

  • Просмотр онлайн-уроков, платных и бесплатных.

По роду своей деятельности я вращаюсь среди инфобизнесменов, которые организовывают подобные курсы. Выбирая бесплатные занятия, вы должны четко понимать, что главная цель любого тренера – не обогатить вас своими знаниями и опытом, а привлечь на платное обучение. Буду рада, если ошибаюсь.

  • Личное консультирование.

Консультант разработает для вас личный финансовый план, стратегию сбережения и накопления и многое другое. Услуги недешевые. Я посмотрела прайс-лист на сайте Владимира Савенка. Он – первый независимый финансовый консультант в России, который написал много книг по этой теме. К нему я бы с удовольствием записалась на консультацию.

  • Самостоятельное изучение доступных материалов на сайтах и блогах.

Подробнее о веб-ресурсах, вызывающих доверие, расскажу в следующем параграфе.

  • Личный опыт.

Не самый хороший способ, зато, наверное, самый эффективный. Это путь анализа собственных ошибок. Личный опыт бесценен, но есть ли время на его получение?

Ресурсы для повышения уровня образования в сфере финансов

Информации в интернете и в печатных изданиях по восполнению пробелов в вопросах обращения с деньгами очень много. Есть тематические сайты, блоги, YouTube-каналы, онлайн-курсы и целые школы.

Начинающим самостоятельно постигать азы финансов легко запутаться. Давайте посмотрим в первую очередь проверенные источники информации, которые созданы либо при поддержке государственных органов, либо заслуженных фин. организаций:

  • Fingramota.org

Образовательный сайт, созданный при поддержке экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам ЦБ РФ. На нем публикуется масса полезного материала по финансам. Есть статьи, видео и презентации.

  • Банки.ру

Информационный портал публикует новости, рейтинги банков и банковских продуктов. Можно по параметрам подобрать дебетовые или кредитные карты. Есть удобные калькуляторы расчета процентов по вкладам и платежей по кредитам.

  • Fgramota.org

Образовательный портал по фин. грамотности при поддержке Российской экономической школы и Фонда Citi. Знания по управлению финансами преподносятся в игровой форме в виде игры, онлайн-книги, тестов.

  • Азбука финансов

В самом названии заложен основной принцип портала – изучение темы финансов с самых азов. Есть примеры составления личных финансовых планов для семей с разным уровнем дохода. Ценные советы, которые дают эксперты, можно применить и к составлению собственного плана.

  • Школа начального финансового образования ФинСтарт

Школа создана членом экспертного совета по финансовой грамотности и по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Андреем Параничем. На сайте можно бесплатно получить доступ к Программе дистанционного обучения ФинСтарт.

Она рассчитана на 2 месяца ежедневных занятий в удобное для обучающегося время. Темы достаточно интересные. Например, “Планирование личных финансов”, “Кредиты”, “Инвестиции. Начало пути” и т. д.

Не забываем об официальных сайтах:

  • Банка России,
  • Министерства финансов РФ,
  • Федеральной налоговой службы и др.

Более подробно об онлайн-образовании говорится в статье про курсы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры. Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

Например, моя мама в соцсетях от других пользователей случайно узнала информацию об освобождении пенсионеров от уплаты налога на имущество. Она пошла в налоговую инспекцию, там это подтвердили, мама написала заявление на получение льготы. Но никто не вернет ей переплаченные за предыдущие годы деньги. Вот так...

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Многие меня не понимают, но я своей старшей дочери плачу деньги за уборку дома. Карманных денег у нее никогда не было. Но есть подарки бабушек на праздники и заработанные собственным трудом наличные. А летом она уже трудилась копирайтером под моим чутким руководством. Вы думаете, что она тратит деньги на модные вещи? Только на самые необходимые. Например, на покупку телефона. Остальные копит на банковском депозите.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег” . Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Заключение

Замминистра финансов РФ С. Сторчак одной из проблем нашего населения назвал отсутствие дисциплины и ответственности за риски. И я с ним соглашусь. Никакое образование не поможет, если не будут регулярно соблюдаться элементарные правила обращения с деньгами: учет собственных доходов и расходов, планирование семейного бюджета, экономия. Развить в себе эти навыки не сложно, но поймите, для чего вы это делаете.

Владимир Савенок в одной из своих книг написал, что в 99 % случаев он знает, для чего люди копят деньги:

  • чтобы жить на проценты;
  • не заниматься тем, чем занимаемся сейчас;
  • заниматься любимым делом;
  • защитить свой капитал.

Я точно вхожу в эти 99 %. А вы?

Первый цикл лекций из целой серии циклов, посвященных разнообразным аспектам финансовой грамотности. Главная задача курса «Управление личными финансами» — сформировать у детей понимание того, что финансы сопровождают их на протяжении всей жизни и финансовое благополучие каждого человека зависит от него самого.

ТЕМА 1: Управление личными финансами

Лекция 1: Вводная лекция

На каких этапах жизненного цикла человека возникают избыток и недостаток финансовых ресурсов? Какова цель личного финансового планирования? Какие задачи решает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование?

Лекция 2: Совокупный личный капитал

Какие меры обеспечивают достижение текущих, среднесрочных и долгосрочных целей? Какова структура совокупного личного капитала? Для каких целей создается резервный капитал? Какой капитал обеспечивает достижение долгосрочных целей?

Лекция 3: Инвестиции в трех измерениях

Каким требованиям должны соответствовать те инвестиции, которые мы делаем? Возможно ли, чтобы в одном финансовом инструменте сочетались все свойства инвестиций?

Лекция 4: Банковский депозит: достоинства и недостатки

Лекция 5: Депозиты при управлении личным капиталом

Лекция 6: Риск и доходность на финансовом рынке

Рассматривается ключевое понятие для финансов — соотношение риска и доходности. Что лежит в основе риска при инвестировании средств на финансовом рынке? Какими необходимыми компонентами должен обладать инвестор, чтобы принимать грамотные инвестиционные решения? Почему при инвестировании средств на российском фондовом рынке инвесторы анализируют состояние мирового финансового рынка?

Лекция 7: Измерение риска

Показатели оценки риска. Что такое дисперсия, стандартное отклонение и коэффициент вариации?

Лекция 8: Влияние временного горизонта на риск инвестирования

Как меняются показатели риска и доходности при удлинении временного горизонта инвестирования? Как меняются показатели доходности по акциям и облигациям при удлинении временного горизонта инвестирования?

Лекция 9: Оценка эффективности инвестирования

Что показывает коэффициент Шарпа? Почему при удлинении временного горизонта инвестирования коэффициент Шарпа по акциям растет более высокими темпами, чем по облигациям?

Лекция 10: Диверсификация инвестиций

Каким образом можно уменьшить общий риск инвестирования? Что такое систематический (рыночный) риск? Что такое диверсификация «сверху вниз»?

Лекция 11: Демографическая ситуация в мире и в России

Информация, которая приводится в лекции, может быть полезна учащимся для понимания того, что их ждет в будущем, кто будет заботиться об их старости.

Цикл лекций по финансовой грамотности создан в рамках реализации проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации", по направлению "Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности".

23 сентября 2016

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте.

Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые ее элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю.

Что за проект?

Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности в Вышке ведет «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Москвы, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там создаются региональные центры. Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч учителей.

Педагоги Москвы находятся в особом положении, так как имеют возможность повысить квалификацию по вопросам преподавания финансовой грамотности непосредственно в Вышке, в корпусе на Шаболовке, на факультете экономических наук. Университет заключил соглашение с Департаментом образования Москвы о совместной работе по повышению финансовой грамотности школьников — более 50 директоров московских школ встречались недавно с научным руководителем проекта, профессором Департамента финансов ВШЭ Николаем Берзоном . В ближайшие дни (предположительно, 6 октября) он также планирует рассказать о проекте на селекторном совещании главы московского образования Исаака Калины. Всего за время проекта планируется обучить 1,5 тыс. столичных педагогов.

Учителя каких предметов могут пойти на курсы?

«Всех, — отвечает Николай Берзон. — Мы готовы обучать учителей даже таких далеких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура. Но если учитель ведет непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности».

Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали 6 видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале ВШЭ в открытом доступе , на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов, занятия ведут профессора факультета экономических наук ВШЭ, а также специалисты по педагогике и методике из ВШЭ и Московского городского педагогического университета.

Занятия по методике не менее важны, чем собственно по финансам, считает Николай Берзон, ведь учитель может вести курс и в начальной, и в старшей школе, то есть нужно владеть разными подходами к детской аудитории, понимать психологические и возрастные особенности восприятия материала. Учебно-методические комплексы, изданные в рамках проекта Минфина и Всемирного банка, рассчитаны на разные возрастные группы — 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Учебные пособия прошли экспертизу в Российской академии образования и были апробированы учителями в пяти регионах.

Чем полезны курсы?

Во-первых, для любого учителя любое свидетельство о повышении квалификации, тем более выданное ведущим вузом, — хорошее подтверждение профессиональной компетентности, в том числе при прохождении аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Все педагоги с определенной периодичностью проходят повышение квалификации, и курсы по финансовой грамотности засчитываются точно так же, как многие другие.

Во-вторых, учитель улучшит собственную финансовую грамотность.

И, в третьих, он повысит свою востребованность в собственном образовательном учреждении и в целом на рынке труда. Возможность преподавания дополнительных курсов - это дополнительный заработок в рамках привычных профессиональных обязанностей. А учителям некоторых предметов, даже если они не будут вести специальный курс финансовой грамотности, знания все равно пригодятся в педагогической работе, и это не только обществоведы и учителя экономики, но и, например, математики, которых смогут давать на своих уроках задачи на финансовые темы.

График проведения занятий до конца 2016 года размещен , за этот период планируется подготовить 240 человек. Желающие пройти обучение должны предварительно