Кооператив пенсии не помеха. Кооператив пенсии не помеха И все-таки, вопрос остается спорным

(статья утратила силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.)

Комментарий к статье 238 НК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению:
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам (подпункт 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней.

Налогоплательщику в целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, необходимо учитывать что не подлежат налогообложению ЕСН только государственные пособия, которые выплачиваются на основании и в соответствии с:
- законодательством Российской Федерации;
- законодательными актами субъектов Российской Федерации;
- решениями представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, нельзя, например, применять положения подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ к денежным выплатам, установленным локальными актами налогоплательщика, даже если такие выплаты являются "дополнительными" по отношению к установленным в соответствии с законодательством.

К пособиям, на которые распространяются положения подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, например, относятся суммы страхового обеспечения, установленные пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а именно:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: из изложенного в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ перечня наибольшее внимание стоит уделить положениям абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Здесь налогоплательщику следует обратить внимание на позицию Президиума ВАС РФ по квалификации компенсационных выплат.

В пункте 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106 (далее - Обзор) сделан вывод, что компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Предметом судебного спора явились положения абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Президиум ВАС РФ разграничил компенсационные выплаты на две категории:
компенсации, являющиеся элементами оплаты труда;
компенсации, не являющиеся элементами оплаты труда и производимые работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Президиум ВАС РФ указал, что на первую категорию не распространяются положения абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции, к первой категории относятся выплаты, установленные главой 21 Трудового кодекса, а именно:
оплата труда в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса);
оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (статья 147 Трудового кодекса);
оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 148 Трудового кодекса);
оплата труда в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149 Трудового кодекса), и др.

Например, в письме Минфина России от 25 октября 2005 г. указано: "...статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Соответственно, к таким доплатам не применяется подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, и они подлежат налогообложению единым социальным налогом в установленном порядке".

Ко второй категории относятся компенсации, понятие которых сформулировано в статье 164 Трудового кодекса, а именно:
"Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей".

Статьей 165 Трудового кодекса установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций (помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом), а именно:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с обучением;
при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
в некоторых случаях прекращения трудового договора;
в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции, только на вторую категорию выплат распространяются положения абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Арбитражная практика
Налогоплательщику также следует обратить внимание на еще одно Постановление ВАС РФ. Так, в апреле 2005 года Президиум ВАС РФ принял Постановление от 26 апреля 2005 г. N 14324/04, в котором указал, что с суммы суточных, превышающих утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 93), не нужно уплачивать взносы в ПФР.

Если налогоплательщик применяет общий режим налогообложения, то ЕСН и взносы в ПФР с суточных, превышающих установленные Постановлением N 93, он не уплачивает в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ, который гласит, что ЕСН и, соответственно, взносы в ПФР не начисляются на выплаты, не уменьшающие налог на прибыль. А вот с налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, ситуация другая, - они налог на прибыль не платят и, с точки зрения Минфина России и налоговых органов, с суточных, превышающих установленные Постановлением N 93, нужно платить взносы в ПФР.

В письме Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 03-05-02-04/37 указано, что: "суточные, выплачиваемые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, сверх норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке".

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 14324/04 от 26 апреля 2005 г. не согласился с подобным подходом и пришел к выводу, что в целях исчисления единого социального налога это Постановление N 93 не может быть применено, поскольку оно принято в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и предусматривает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в состав расходов по налогу на прибыль включаются суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В то же время в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в тех случаях, когда законодатель определяет применение нормативов, предусмотренных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, относящимся к соответствующему налогу. В статье 238 Налогового кодекса РФ такая отсылка к нормам главы 25 Налогового кодекса РФ отсутствует.

Суд также посчитал, что в данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ определено, что при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса суд своим решением обязал организацию выплатить восстановленному на прежнем месте работы работнику средний заработок за все время вынужденного прогула. В этой же статье сказано, что выплачиваемый средний заработок за время вынужденного прогула является компенсацией.

Облагается ли выплаченная работнику сумма за все время вынужденного прогула единым социальным налогом?
Ответ на данный вопрос был дан в письме Минфина России от 27 октября 2005 г. N 03-05-01-04/340. Финансовое ведомство указало, что сумма денежных средств в размере заработной платы за все время вынужденного прогула, взысканная по решению суда с организации-работодателя в пользу ее работника, подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

В пункте 5 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106 (далее - Обзор), был также сделан весьма интересный вывод, позволяющий разграничить облагаемые и не облагаемые ЕСН выплаты работодателя на обучение работника.

Суть проблемы состоит в следующем. Абзацем седьмым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, являющиеся возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников. В то же время абзацем вторым пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ установлено, что оплата работодателем обучения в интересах работника подлежит налогообложению ЕСН.

Президиум ВАС РФ в пункте 5 Обзора пришел к выводу, что выплаты, производимые работодателем на обучение работников, не подлежат обложению единым социальным налогом в случае, если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции.

Таким образом, ключевым критерием включения (или невключения) в налоговую базу по ЕСН оплаты работодателем обучения работника следует считать, в чьих интересах работник проходит обучение - в своих или в интересах работодателя.

Заметим, что аналогичная позиция многократно высказывалась и официальными органами. Например, в письме Минфина России от 2 августа 2005 г. N 03-03-04/2/35, применительно к оплате обучения директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА - "Топ-Менеджер" с присвоением дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования", был сделан вывод, что оплата организацией указанной профессиональной подготовки специалиста не облагается единым социальным налогом.

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт 3 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: Налоговый кодекс РФ не содержит ответа на вопрос, кого именно следует считать членами семьи. Следовательно, согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ необходимо руководствоваться нормами, заложенными в Семейном кодексе Российской Федерации. К членам семьи в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничение на сумму материальной помощи, оказываемой по основаниям, приведенным в подпункте 3 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства (подпункт 5 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: данное положение применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой.

Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (подпункт 6 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Заметим, что перечень видов страхования, приведенный в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, является закрытым. Оплата страховых взносов, произведенная по иным видам добровольного личного страхования работников, облагается ЕСН в общеустановленном порядке. Такой же точки зрения придерживаются и минфиновцы (пример - письмо от 16 мая 2005 г. N 03-05-02-04/98).

Кроме этого, хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков, что положения подпункта 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ недопустимо использовать как инструмент для невключения в налоговую базу по ЕСН сумм оплаты труда.

Скажем, в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил факт невключения в налоговую базу по ЕСН компенсации своим работникам стоимости диетического питания, и судьи поддержали чиновников (Постановление ФАС Уральского округа от 3 августа 2005 г. N Ф09-3278/05-С2).

Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (подпункт 9 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

В письме Минфина России от 19 мая 2005 г. N 03-05-02-04/159 сделано два важных вывода, в отношении применения подпункта 9 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Вывод 1:
Статьей 325 Трудового кодекса и статьей 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Указанными законодательными актами Российской Федерации устанавливается порядок оплаты проезда к месту использования отпуска только на территории Российской Федерации. При этом законодательством не предусмотрен порядок оплаты проезда при использовании отпуска за границей Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными законодательными актами Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно только в пределах территории Российской Федерации на основании проездных билетов и квитанции по оплате расходов, оплачиваемых работодателем один раз в два года.

Следовательно, оплата проезда к месту отдыха за пределами Российской Федерации не подпадает под действие подпункта 9 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Вывод 2:
В соответствии с пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

Таким образом, в составе расходов на оплату труда учитываются расходы по проезду работника к месту использования отпуска только в той их части, которая приходится на территорию Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Как следует из вышеприведенной нормы, работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов).

Учитывая изложенное, в целях реализации пункта 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ налогоплательщик отражает в составе расходов на оплату труда документально подтвержденные проездными документами расходы по проезду до аэропорта, в котором он осуществляет вылет к месту своего отдыха, расположенного за пределами Российской Федерации.

Эта же стоимость проезда не облагается единым социальным налогом.

Если налогоплательщик оплатил работнику стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно за пределами Российской Федерации, то данные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ не будут облагаться единым социальным налогом.

Кроме этого, следует обратить внимание на еще один спорный момент. Зачастую у организации возникает необходимость оплаты дополнительных расходов, связанных с проездом работников (расходов по бронированию проездных документов и услуг по оформлению проездных документов и т.д.).

По мнению Минфина России, высказанному им в письмах от 18 февраля 2005 г. N 03-05-02-04/30, от 31 января 2005 г. N 03-05-02-04/16, оплата таких расходов не включается в состав выплат, не подлежащих обложению ЕСН на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, и подлежит обложению ЕСН.

В то же время в арбитражной практике высказывается по данному вопросу противоположная позиция (пример - Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 января 2006 г. N Ф04-9782/2005(18849-А75-25)).

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума (подпункт 10 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании (подпункт 11 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Так, в письме Минфина России от 28 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/24 на вопрос ФГП ведомственной охраны МНС России об обложении ЕСН стоимости форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны, указано, что статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" установлено, что работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.

Следовательно, стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам ведомственной охраны, не облагается ЕСН.

Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников (подпункт 12 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ).

Например, студентам, обучающимся по заочной форме в государственных аккредитованных вузах, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к местонахождению вуза и обратно, если они направляются туда для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Такое положение закреплено в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период (подп. 15 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пункте 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Консультации и комментарии юристов по ст 238 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 238 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

23 декабря 2004 года Конституционный Суд РФ принял Постановление по делу о проверке конституционности подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.

Коллективную жалобу в Конституционный Суд подали работники гаражно-строительного и жилищного кооперативов.

Они обжаловали подп. 8 п.1 ст. 238 НК РФ, который освобождает от обложения единым социальным налогом суммы, выплачиваемые работникам кооперативов за счет членских взносов.

В жалобе сказано, что это Положение налогового законодательства нарушает конституционное право работников садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) на пенсионное обеспечение и противоречит ст. 7, 19, 39, 55 и 57 Конституции РФ.

Заявители объяснили это тем, что за каждое застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ поступают суммы страховых взносов. Эти суммы учитываются на его индивидуальном лицевом счете. А средства для начисления страховых взносов поступают за счет взимания единого социального налога (ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее — Закон). !Получается, что если заработок гражданина не облагается ЕСН, суммы на его лицевой счет не поступают и накопительная часть пенсии не формируется.

В результате, по мнению самих работников кооперативов, фактически приостанавливается и исчисление их страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии.

Однако суд с этими доводами не согласился.

Во-первых, указали судьи, освобождение от обложения ЕСН сумм, выплачиваемых наемным работникам садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), имеет целью создание условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья (ведь данная налоговая льгота направлена на поддержку потребкооперации). Эта цель никоим образом не противоречит конституционным принципам.

Во-вторых, работники кооператива вовсе не лишились права на пенсионное обеспечение. Действующим законодательством кроме обязательнойпредусмотрена еще и добровольная форма обязательного пенсионногострахования граждан. Добровольно участвовать в обязательном пенсионном страховании гражданам позволяет п. 1 ст. 29 Закона.

Подпункт 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не мешает работникам кооперативов (товариществ) воспользоваться этой возможностью, чтобы самостоятельно участвовать в формировании страховой и накопительной частей своей трудовой пенсии.

Использование различных механизмов пенсионного обеспечения для разных категорий граждан не является нарушением конституционного принципа равенства перед законом. !Таким образом, подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не может рассматриваться как нарушающий право на пенсионное обеспечение.

В-третьих, лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в порядке, установленном законом, выплачивается социальная пенсия.

В связи с этим суд признал подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ соответствующим Конституции РФ. !С 1 января 2005 года подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, ставший для работников кооперативов (товариществ) камнем преткновения, утрачивает силу, и их заработок будет облагаться ЕСН (ст. 1 Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»). Конституционный Суд РФ в своем постановлении обратил внимание на это обстоятельство и указал, что отмена данной нормы означает, по существу, лишение кооперативов (товариществ) государственной поддержки и немотивированный отказ федерального законодателя от создания посредством налогового законодательства благоприятных условий для осуществления гражданами прав на жилище, отдых, охрану здоровья и на объединение. Но данная позиция Конституционного Суда РФ не имеет обязательной силы для законодателей.

Вопрос:

Налогообложение выплат для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (по тексту - тяжелые).

Ответ:

С учетом представленного мнения* финансового директора организации, в котором достаточно подробно раскрыт вопрос о начислении ЕСН и НДФЛ на выплаты компенсаций и предоставлении дополнительных отпусков сотрудникам организации занятым на работах с вредными условиями труда, считаем необходимым изложить собственную позицию по данному вопросу.

*Мнение финдиректора изложено после ответа на вопрос.

На основании Письма ФНС РФ от 12.10.2007 г. № 04-1-05/002762 «О НДФЛ и ЕСН» следует, что статья 146 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Доплаты:

Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Компенсации:

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 ТК РФ имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект соответствующего постановления Правительства РФ об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития РФ.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569.

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п.3 ст.217 и подп.2 п.1 ст.238 НК.

В связи с изложенным выше Письмом ФНС, а также, учитывая аналогичную позицию Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. № 106, приведенную ниже (в позиции автора вопроса), можно сделать следующие обоснованные выводы:

    НК РФ не признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.164 ТК РФ - компенсационными. Поэтому такие выплаты подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом, надо отметить, что случаи предоставления таких гарантий и компенсаций (перечисленные в ст.165 ТК РФ) по своему смыслу не являются компенсациями, связанными с вредными условиями труда работников, например:

    • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.
  1. НК РФ признает выплаты к заработной плате работников, предусмотренные ст.219 ТК РФ - компенсационными. Соответственно, данные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При этом отмечаем, что данные выплаты непосредственно связаны с вредными условиями труда работников, по этому, по своему смыслу, являются компенсационными.


    Однако, для того чтобы обоснованно использовать нормы п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ и не начислять на указанные компенсации ЕСН и НДФЛ, необходимо, чтобы данные выплаты были предусмотрены в картах аттестации рабочих мест, имеющихся в организации.

    Обращаем ваше внимание, что в случае если в организации рабочие места не аттестованы то, доплаты за вредные условия труда не относятся к компенсациям, а являются оплатой труда в повышенном размере и облагаются ЕСН и НДФЛ. Данный вывод изложен в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.09.2007 г. № Ф09-7081/07-С2. Таким образом, данные карт аттестации, с нашей точки зрения, и будут являться основополагающим обстоятельством для признания выплат работникам с вредными условиями труда, компенсациями и применении к ним п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.


    На заметку *

    Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.

    За невыполнение требований законодательства по охране труда, в том числе за отсутствие результатов аттестации рабочих мест, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф:

    • на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5.000 рублей;
    • на юридическое лицо - от 30.000 до 50.000 рублей.
  2. Помимо прочего, необходимо составить перечень выплат компенсационного характера, на основании данных карт аттестации и закрепить его в Коллективном договоре. В последствии, рекомендуем предусматривать такие компенсации в трудовых договорах с работниками, условия труда которых являются вредными. При этом, отметим, что в трудовом договоре не достаточно сделать ссылку на локально-нормативный акт, предусматривающий такие компенсации. Необходимо поименовать (перечислить) в трудовом договоре (индивидуально - по указанной в договоре должности) все компенсации, предполагающиеся к выплате вашему работнику.


    По нашему мнению, данные обстоятельства могут являться достаточным основанием для предупреждения нежелательных налоговых последствий, связанных с применением организацией норм п.3 ст.217 и подп.2 п. 1 ст.238 НК РФ.

С вопросом о сроках проведения данных мероприятий в рамках организации, рекомендуем определиться самостоятельно.

*Мнение Финдиректора ООО «С»:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ устанавливает освобождение от налогообложения:

1/ЕСН

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

  1. Не подлежат налогообложению:
    2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

2/НДФЛ

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Обращаем внимание, что в НК РФ прямо не установлен перечень компенсаций за работу в тяжелых условиях труда и необходимым условием, чтобы выплаты освобождались от налогообложения ЕСН и НДФЛ, они должны быть установлены действующим законодательством.

Рассмотрим вопрос: Установлены ли Законодательством компенсации за тяжелые условия труда.

  1. Основные понятия и определения

    А) Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.(Статья 164 ТК РФ).


    Б) Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). (Статья 129 ТК РФ).

  2. Трудовой Кодекс РФ.

    Особенные права при работе в тяжелых и (или) вредных условиях труда - в ТК РФ.

    Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

    Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

    Каждый работник имеет право на:

    …компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


    Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.


    В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

По тексту ТК установлены:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (Статья 92 ТК). Раздел IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 117 ТК). Раздел V. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • Оплата в повышенном размере (Статья 146, 147 ТК) - Раздел ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Обращаю внимание, в Разделе VII. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ - не установлены гарантии и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

ВЫВОД. На мой взгляд, Законодатель, прописав права работников на компенсации, прямо не поименовав их в Разделе «Гарантии и Компенсации» ТК РФ, дал возможность разночтений для налогоплательщиков и органов.

В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА":

  1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
    • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
    • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
    • повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
  2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, на мой взгляд, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 решает коллизии законодательства и устанавливает Компенсации предусмотренные статьей 219 ТК РФ, однако необходимо дождаться нормативного Акта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Срок установлен 06.06.2009 (срок вступления Постановления- 06.12.2008).

И все-таки, вопрос остается спорным:

Во-первых - это сами определения: заработная плата и компенсация, установленные ТК РФ. Ведь в соответствии со ст129 ТК РФ заработной платы включает:

1/ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также 2/компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и 3/стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть Законодатель предусмотрел, что элементом заработной платы являются компенсационные выплаты. А заработная плата облагается НДФЛ и ЕСН.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.(Статья 164 ТК РФ). (Напомним, что ст.165 ТК компенсации установлены:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Во-вторых, доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль. То есть, ЕСН и НДФЛ прямо не устанавливают, а Прибыль прямо устанавливает, что доплаты за вредные условия труда - считать ОПЛАТОЙ ТРУДА.

Такая позиция (отказ) основана на рассмотрении обзора ВАС

Выдержка из ИНФОРМАЦИОННОГО ПИСЬМА Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106<ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВЗЫСКАНИЕМ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА.

«4. Компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 НК РФ.

Однако необходимо отметить, что и информационной базе есть обнадеживающее письмо Минфин РФ от 12 октября 2007 г. N 04-1-05/002762 «О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ»

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Следует отметить, что статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника. Из изложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Таким образом, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. [Примечание ФИВ. Минфин рассматривает доп. выплаты и компенсации, как разные выплаты, однако. Постановлением Правительства РФ от 20.11.08 №870 - установлено, что к компенсациям относится повышение оплаты труда].

Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатывается Минздравсоцразвития России.

Примечание ФИВ. В настоящее время компенсации установлены выше приведенным постановлением РФ РФ от 20.11.2008 N 870

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса И.Ф.ГОЛИКОВ

Примечание ФИВ. Лицо, не уполномоченное для официальных разъяснений.

ВЫВОДЫ.

    Можно побиться за льготы по основанию 1/Статья 3 НК РФ часть 7. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)»

    1. Получить ответ от УФНС по Свердловской области. Основание. Статья 111 НК РФ. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

    1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

    3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа)…;

  1. Провести мероприятия на предприятии.
    1. Утвердить локальным актом перечень соответствующих работ.
    2. Провести аттестацию рабочих мест с определением конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда в соответствии ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2007 N 10577, Введен в действие с 01.09.2008года).
    3. Установить локальным Актом (в коллективном договоре либо Приложением с учетом мнения СТК). Статья 41 ТК РФ. «В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций».
    4. Фиксировать вид и размеры компенсаций в трудовом договоре. Статья 57 ТК РФ «В трудовом договоре указываются: компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».

  2. Целесообразные сроки начала мероприятий после 06.06.2009 г., т.к., в соответствии, с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 8702 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

На нашем предприятии в расчетных листках и соответственно в сводной ведомости по заработной плате отдельной строкой выделяется «доплата за вредность». Размер доплаты установлен в % к тарифной ставке, должностному окладу.

Действует Положение о системе доплат и надбавок к тарифным ставкам рабочих и должностным окладам служащих. В Коллективном договоре доплата за вредность отражена п.3.8.. В трудовых договорах работников указан конкретный размер доплаты за вредность. Согласно Положению за работы с тяжелыми и вредными условиями труда предусмотрена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда для рабочих и служащих, поименованных в Перечне профессий. В настоящее время действуют следующие доплаты:

  • Мастер, старший мастер ПУ - 12%,
  • Плавильщик ПУ - 12%,
  • Слесарь-ремонтник - 8%,
  • Штукатур-маляр - 4 %,
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 4%,
  • Машинист экскаватора - 4%,
  • Плавильщик лаборатории - 4%,
  • Контролер продукции- 4%,
  • Слесарь КИПиА - 4%,
  • Электрогазосварщик - 8%.

Вопрос: ...В пп.8 п.1 ст.238 НК РФ указано, что не подлежат обложению ЕСН выплаты за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов. Указанные организации ведут коммерческую деятельность и выплачивают зарплату за счет полученных доходов. Как быть в этой ситуации с обложением названных организаций ЕСН? ("Налоговые известия Московского региона", 2003, n 10)

"Налоговые известия Московского региона", N 10, 2003
Вопрос: В пп.8 п.1 ст.238 Налогового кодекса РФ указано, что не подлежат обложению ЕСН выплаты за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов. Указанные организации ведут коммерческую деятельность и начисляют и выплачивают заработную плату за счет полученных доходов.
Как быть в этой ситуации с обложением названных организаций ЕСН?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пп.8 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
При этом в указанных организациях не должны облагаться ЕСН как выплаты штатному персоналу, так и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, (оказание услуг), если указанные выплаты производятся за счет членских взносов.
В случае если указанные категории налогоплательщиков осуществляют коммерческую деятельность, выплаты в пользу физических лиц, произведенные за счет этого источника доходов, подлежат обложению ЕСН, а также на эти суммы начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В свою очередь п.3 ст.236 НК РФ предусмотрено, что выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если у организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл.25 НК РФ. При этом источники расходов не имеют значения.
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, установлены в ст.270 и частично в ст.264 НК РФ.
Таким образом, выплаты, производимые за счет членских взносов, а также выплаты за счет средств от предпринимательской деятельности, не вошедшие в налоговую базу при расчете налога на прибыль, не облагаются ЕСН.
В то же время согласно ст.255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из вышеизложенного следует, что выплаты в виде заработной платы, производимые вышеуказанными организациями за счет средств от предпринимательской деятельности, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Л.С.Устинова
Управление МНС России
по г. Москве
Подписано в печать
24.09.2003