Инвестирование нпф. Инвестиционная политика НПФ

Как известно, большинство людей в любой стране и при любом состоянии экономики мечтает о спокойной и обеспеченной старости. Но не всегда эти желания, к сожалению, совпадают с возможностями, особенно при условии, если для этого нет соответствующих политических и экономических условий.

Тем не менее, во множестве современных стран вот уже порядка более полувека с разной степенью успеха работают свои пенсионные программы и системы. Основной задачей этих государственных и частных институтов является обеспечение приемлемого уровня жизни и потребления материальных и интеллектуальных благ на всем протяжении жизни человека, в зависимости от его непосредственного вклада в развитие экономического потенциала страны.

Естественно, что не всегда и везде эти системы работают безукоризненно, но сам факт того, что в странах с развитой финансовой инфраструктурой и продолжительность жизни выше и доступность для пожилых людей практически всех возможных благ цивилизации говорит о том, что правильное понимание существа пенсионной формы обеспечения не имеет предела совершенства.

Основой такой системы, кроме собственно состояния самой экономики и национальных финансов, определяется наличием и развитием таких важных финансовых институтов, как пенсионные фонды.

По своему принципу работы они ничем практически не отличаются от , работающих на своих учредителей или акционеров. Но главное отличие пенсионных фондов состоит в том, что и учредителями (в виде правительственных или коммерческих) структур и акционерами являются сами бенефициары, т.е. будущие и настоящие пенсионеры.

Пенсионные инвестиционные фонды России, основные виды и характеристики

В настоящее время в Российской Федерации законодательством предусмотрено и разрешено функционирование двух основных видов пенсионных фондов:

  1. Учрежденный государством и находящийся под его непосредственным контролем — Пенсионный фонд России (ПФР)
  2. Не государственные пенсионные фонды , учредителями которых являются различные коммерческие структуры или отдельные предприниматели, которые на основе специальных договорных отношений (с одной стороны государство, с другой — сами граждане) осуществляют за определенное вознаграждение управление пенсионными накоплениями будущих и существующих пенсионеров.

Деятельность как ПФР, так и НПФ регламентируется довольно обширным перечнем нормативных документов (для краткости изложения нормативные документы в данной статье будут упомянуты только при необходимости) и подлежит строгому надзору со стороны специальных надзорных органов в виде ЦБ, ФСФР, ФНС.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда РФ строится на правовой базе, которую составляет — Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В соответствии с ним Государственная управляющая компания, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк» (ВЭБ), вкладывает пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля.

Эти портфели представлены следующими видами:

  • Базовый портфель инвестирования :
  1. — облигации федерального займа (ОФЗ), долговые обязательства регионов (например, облигации Правительства г. Москвы)
  2. Корпоративные облигации российских эмитентов , по которым имеется гарантия правительства страны (например, облигации Сбербанка или Газпрома)
  • Расширенный портфель инвестирования :
  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  2. российских эмитентов, гарантированные Российской Федерацией;
  3. банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  4. ипотечные ценные бумаги (например, бонды АИЖК или девелоперских групп федерального значения);
  5. облигации международных финансовых организаций (например, Еврооблигации или казначейские бумаги ФРС США)

Главной особенностью работы ПФР и его управляющей компании ВЭБа являются несколько существенных моментов, на которые стоит обратить пристальное внимание, прежде, чем сделать окончательный выбор:

  1. ПФР не несет никакой ответственности за результаты работы с пенсионными накоплениями граждан, поскольку непосредственно договорных отношений застрахованного гражданина с организацией управляющей его деньгами (в данном случае с ВЭБ) не существует. Другими словами, все риски по управлению своими пенсионными капиталами несет на себе сам инвестор, т.е. пенсионер.
  2. Будущий пенсионер может изменить управляющую компанию (т.е. ПФР на не государственный фонд) только 1раз в году и до определенного срока (до 31 декабря), подав соответствующее заявление. Правда эта опция имеет только одно достоинство – такое заявление можно сейчас подать в электронном виде через портал «Госуслуги».
  3. Другим немаловажным фактором является доходность или эффективность работы ПФР и его УК по увеличению благосостояния добропорядочного гражданина, деньгами которого они пользуются не много ни мало — порядка 30-50 лет. Для этого стоит взглянуть на представленную таблицу, где показаны результаты работы всех пенсионных фондов России за 2015 год. Как видно из нее, УК ВЭБ всего на пару процентов перекрывает официальную инфляцию, при том, что ее реальный уровень как минимум в два раза выше.

Что касается НПФ, то здесь все таки ситуация немного лучше, поскольку принцип работы НПФ построен на конкуренции в получении от ПФР доступа к управлению пенсионными активами населения. Правда наилучшую доходность, как видно из таблицы, показали только четверть УК НПФ, что в принципе является неплохой альтернативой ПФР

№ п/п Формализованное наименование управляющей компании Наименование инвестиционного портфеля
доход средняя СЧА без учета вновь переданных
сумма отношение к средней СЧА
руб. % руб.
1 АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ 3 711 845,27 17,04 18 695 321,48
2 АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 39 569 934,64 14,82 232 190 652,87
3 АК БАРС КАПИТАЛ УК 374 560 811,83 14,20 2 354 811 878,47
4 АЛЬФА-КАПИТАЛ УК 190 255 566,53 19,43 899 543 380,43
5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК 5 912 603,44 19,00 28 287 758,00
6 АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК 140 131 517,16 18,03 723 745 885,93
7 БИН ФИНАМ ГРУПП УК 65 367 954,69 13,85 444 001 151,72
8 БКС УК ДОХОДНЫЙ 140 951 916,96 21,31 613 078 753,45
9 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 7 077 257,05 12,56 50 592 563,56
10 БФА УК 190 312 808,57 14,39 1 244 841 990,02
11 ВТБ КАПИТАЛ ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК 1 289 354 054,05 18,16 6 594 337 773,65
12 ВТБ КАПИТАЛ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 188 969 723,97 19,77 755 847 244,01
13 ВЭБ УК РАСШИРЕННЫЙ 237 339 346 805,75 12,47 1 706 232 095 262,79
14 ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 2 462 859 116,00 13,36 9 549 106 024,26
15 ИНВЕСТ ОФГ УК 17 232 395,05 16,95 95 709 078,84
16 ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК 30 342 353,59 14,66 147 620 540,33
17 КАПИТАЛЪ УК 285 707 472,92 12,55 2 077 419 157,39
18 ЛИДЕР УК 79 947 485,41 16,75 427 873 408,38
19 МДМ УК 27 118 238,09 13,11 193 724 682,14
20 МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК 85 231 194,31 15,09 501 162 060,31
21 МЕТРОПОЛЬ УК 5 377 207,53 5,28 95 434 180,15
22 МОНОМАХ УК 14 392 684,40 23,22 53 081 608,79
23 НАЦИОНАЛЬНАЯ УК 3 382 929,17 12,67 24 765 033,87
24 ОТКРЫТИЕ УК 64 401 463,93 13,67 383 407 232,98
25 ПАЛЛАДА УК 9 609 392,78 12,06 75 821 645,02
26 ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК 27 463 688,66 16,72 144 133 334,34
27 ПРОМСВЯЗЬ УК 22 377 144,58 9,52 220 850 411,52
28 РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК 77 493 518,72 16,89 418 621 676,44
29 РЕГИОН ТРАСТ УК 158 884 649,43 13,24 1 139 699 294,72
30 РЕГИОН ЭСМ УК 21 348 171,09 24,12 84 204 961,74
31 РФЦ-КАПИТАЛ УК 157 838 726,34 10,97 1 320 400 917,65
32 СБЕРБАНК УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 1 069 082 755,09 14,94 6 274 545 218,96
33 СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК 306 306 824,46 13,01 1 702 135 018,02
34 ТКБ ИНВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК 110 198 018,69 17,66 565 942 117,72
35 ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 5 149 705,20 13,39 34 393 318,71
36 ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА 10 604 029,01 11,44 75 791 501,31
37 ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА 1 948 588,90 10,48 15 777 112,67
38 УМ УК 81 610 018,25 19,07 382 972 014,50
39 УРАЛСИБ УК 792 306 429,35 16,19 4 566 151 077,31
40 ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК 8 528 893,77 14,44 52 954 303,04
ИТОГО 245 912 265 894,63 15,16 1 750 815 766 547,49
в т.ч. без ГУК 6 110 059 972,88 15,68 35 034 565 260,44

Если же рассматривать саму деятельность НПФ и их УК, то следует принять во внимание следующие интересные аспекты:

  1. инвестиционная декларация для пенсионных фондов, работающих вне государственной системы страхования, включает в себя более широкий перечень финансовых инструментов, чем у ВЭБа. Подход к инвестированию у НПФ построен на принципе получения высокой доходности, так как вознаграждение УК напрямую зависит от ее уровня.
  2. негосударственный пенсионный фонд, инвестиционная политика которого определяется не закрытым перечнем нормативных требований, а следованию рыночной конъектуры финансового рынка, во многом более успешна, даже при существующих рисках работы с ценными бумагами
  3. негосударственные пенсионные фонды имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, т.е. они работают вплотную с самими клиентами
  4. Правилами большинства негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного ежегодного публичного предоставления отчетности (в некоторых продвинутых фондах это можно делать в он-лайн режиме) и информирования о состоянии пенсионных счетов, предусмотрена обязанность своевременно информировать о состоянии пенсионного счета по запросу инвестора.
  5. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до сведения клиентов информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений практически ежемесячно, что невозможно в довольно примитивной и устаревшей системе «ПФР – клиент».
  6. Кроме того, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды имеют развитую сеть представительств и фронт — офисов практически во всех регионах страны, что позволяет обеспечить непосредственный контакт с будущими и существующими пенсионерами.

Минэкономразвития пытается стимулировать НПФ к инвестированию средств пенсионеров в инновационные компании и проекты. С учетом повышенных рисков и регуляторных ограничений фонды пока воспринимают предложение скептически

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Министерство экономического развития ищет возможности привлечь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) к инвестированию накоплений граждан в российские высокотехнологичные компании. Ведомство разослало фондам два письма (копии есть в распоряжении РБК), в которых поинтересовалось, в какие инновационные компании и проекты они готовы инвестировать средства будущих пенсионеров и сколько они готовы в них вложить. Министерство изучает мнение фондов с целью увеличить количество инновационных компаний, акции и облигации которых котируются на Московской бирже, следует из одного из документов.

Хайтек на бирже

С июля 2009 года на Московской бирже действует сектор для высокотехнологичных компаний «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ), созданный вместе с «Роснано». Основная задача РИИ, как указано на сайте биржи, — содействие привлечению инвестиций, прежде всего в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики. Сейчас на Московской бирже в секторе РИИ торгуются бумаги 16 компаний, в том числе двух паевых инвестиционных фондов. По данным биржи, среднедневной объем торгов акциями компаний сектора РИИ в 2017 году возрос по сравнению с 2016 годом на 80% и составил 90 млн руб. Общая капитализация компаний сектора превышает 360 млрд руб.

Пенсии — в инновации

У Минэкономразвития нет полномочий, чтобы расширить список финансовых инструментов, разрешенных НПФ для инвестиций. Однако оно может направить свои предложения в Банк России, который контролирует работу фондов и принимает решения относительно их инвестиционной политики. Министерство хочет оценить заинтересованность НПФ в инвестициях в инновационные компании при условии участия в их капитале институтов развития, а также объемы таких инвестиций. Письмо за подписью заместителя министра экономического развития Олега Фомичева получили Банк России, Ассоциация НПФ (АНПФ), Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) и 11 крупнейших пенсионных фондов.

«Вместе с «Рынком инноваций и инвестиций» Московской биржи министерство реализует проект по поддержке высокотехнологичных (инновационных) компаний к проведению IPO и размещению корпоративных облигаций на российском рынке, а также реализует мероприятия, направленные на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ», — говорится в другом письме за подписью директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артема Шадрина.

В июле позапрошлого года НПФ сделали первый шаг к высоким технологиям — им до 5% пенсионных накоплений под управлением в акции инновационных компаний биржевого сектора Московской биржи «РИИ-Прайм». По данным Московской биржи, сейчас «РИИ-Прайм» представляют всего два эмитента, из которых акции предлагает лишь один — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) (второй — «Роснано» — эмитент облигаций). В условиях сравнительно низкой ликвидности бумаг этого недостаточно для массового привлечения пенсионных средств в сектор, указывает президент АНПФ Сергей Беляков.

О расширении возможностей инвестирования пенсионных денег в высокотехнологичные компании в декабре прошлого года говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Но, по его мнению, для этого сначала необходимо убедиться в устойчивости НПФ. «Любые изменения правил инвестирования могут обсуждаться только после апробации на практике обязательного стресс-тестирования НПФ, которое вступает в силу с 22 февраля», — заявил РБК представитель ЦБ, не комментируя при этом предложение министерства. В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.

Много риска

Опрошенные РБК фонды, входящие в десятку крупнейших по объему пенсионных накоплений, сходятся во мнении, что инициатива Минэкономразвития интересная, но воплотить ее в жизнь будет трудно. Участие НПФ в высокотехнологичных проектах, во-первых, создаст новую область для вложения пенсионных средств, увеличит количество эмитентов, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений, обеспечит возможность диверсификации портфеля НПФ, а во-вторых, позволит развиваться новым компаниям, перечисляет гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева. Поддержка высокотехнологичных компаний важна для повышения уровня цифровой экономики страны, соглашается глава инвестиционного департамента НПФ «Сафмар» Андрей Есин.

Но для фондов очень важно соотношение риска и доходности бумаг, отмечает директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александр Сметанин. По действующим нормативам фонды могут инвестировать в активы с повышенной степенью риска только 10% портфеля. «Трудно сказать, как можно будет аргументировать целесообразность таких инвестиций, как они повлияют на результаты стресс-тестов, как в перспективе отразятся на фидуциарной ответственности (материальной ответственности руководства фонда перед клиентами. — РБК )», — добавляет он.

Инвестиции в инновационные компании ранее уже обсуждались в Минэкономразвития, однако интереса со стороны НПФ не вызвали, рассказывает первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик. «Главная причина — в отсутствии хороших проектов, с хорошей доходностью и минимальными рисками», — говорит он. В условиях рейтинговых агентств, условий инвестирования пенсионных накоплений со стороны регулятора, а также в преддверии и фидуциарной ответственности фонды не проявляют спроса на новые высокорисковые инвестиции, уточняет Беляков.

Для НПФ установлено множество ограничений на инвестирование пенсионных денег, и для того чтобы они могли вложить средства в высокотехнологичную компанию, ее ценные бумаги должны отвечать установленным регулятором требованиям, добавляет Есин. Например, фонды всегда присматриваются к уровню риска по бумагам, а «РИИ-Прайм» — высокорисковый сектор. Сектор рынка инновационных компаний еще очень молод и узок, его характеризует повышенный уровень рисков, соглашается директор по рискам НПФ Сбербанка Андрей Журихин. НПФ являются консервативными инвесторами, венчурные инвестиции — это немного другой профиль, отмечает Сметанин. «Нам было бы интересно получить дополнительные гарантии государства о сохранности инвестиций НПФ», — продолжает Есин, оговариваясь, что в портфеле НПФ «Сафмар» «есть крайне ограниченное количество ценных бумаг этого сектора». В «ВТБ Пенсионный фонд» РБК сообщили, что инвестиций в высокотехнологичные проекты у фонда нет. Остальные НПФ не стали раскрывать детали своих портфелей.

«В случае если такие бумаги будут удовлетворять нашим критериям (надежные финансовые инструменты, соответствующие действующему законодательству и нашей инвестиционной стратегии), мы будем готовы рассматривать их приобретение», — заявила гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.

Мало гарантий

Опрошенные РБК фонды, однако, оговариваются: если изменятся требования регулятора, появятся новые эмитенты и государство разделит риски с НПФ, то новые высокотехнологичные проекты будут им интересны. Нужны механизмы оценки рисков таких компаний — аналоги рейтингов надежности, а также определенные гарантии со стороны институтов, ответственных за инновационное развитие, — «Роснано» и ВЭБа, считает Руднева.

Если бы инвестиции в инновационный сектор не ограничивались нормативами, это помогло бы привлечь пенсионные накопления в высокотехнологичные проекты. «Помочь могла бы и какая-либо форма гарантий от государства или крупных институтов развития, в том числе гарантия ликвидности бумаг, а также ограничение фидуциарной ответственности по инвестициям в инновационный сектор», — добавляет Беляков. Для НПФ было бы важно разделить ответственность за участие в них с государством, резюмирует Эрлик.

Размещение средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, сформированных в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда,

  • производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников негосударственного пенсионного фонда.

3. Негосударственные пенсионные фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании),

  • которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить надлежащее управление переданными ей (им) фондом средствами пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

  • обеспечения сохранности указанных средств;
  • обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • учета надежности ценных бумаг;
  • информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
  • профессионального управления инвестиционным процессом.

Инвестирование средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов

Их обособленный учет позволяет учитывать суммы поступивших доходов, полученных от инвестирования, а также средства пенсионных накоплений и резервов нарастающим итогом. Ежедневный контроль за правильностью управления указанными средствами, законностью совершаемых сделок осуществляется специализированным депозитарием.

Размещение средств фондом, управляющей компаний невозможно до заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария. При обнаружении нарушения специализированный депозитарий в течение одного дня обязан уведомить об этом фонд и ФСФР России, которая своим предписанием имеет право запретить фонду проведение всех или части операций, аннулировать у него лицензию, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами.
Деятельность по управлению инвестиционным процессом является профессиональной, т.е. выполняется юридическим лицом за вознаграждение.

Глава vi. размещение средств пенсионных резервов

Российской Федерации» и

  • не являются аффилированными лицами негосударственного пенсионного фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита.

При этом оценка имущества должна осуществляться

  • при его приобретении, а также
  • не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России.

Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного настоящим пунктом,

  • несет ответственность перед негосударственным пенсионным фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.

Федеральный закон «о негосударственных пенсионных фондах»

Важно

Согласно стратегии Фонда совокупная доля акций не должна превышать 10% от средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов соответственно.

  • С целью контроля кредитного риска кроме законодательных требований установлены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов в долговые инструменты определенных эмитентов/банков. Облигации и депозиты с неудовлетворительным кредитным качеством исключаются из инвестиционного процесса, а на остальные устанавливаются предельные лимиты на объем инвестирования.

Таким образом, выбранная стратегия позволяет контролировать возможные убытки в условиях высокой волатильности и обеспечивает получение устойчивого финансового потока, снижая зависимость от рыночной конъюнктуры.


С 2017 г.

Вы точно человек?

  • Инвестиционная политика
  • Инвестирование средств пенсионных резервов
  • Руководство
  • Официальная информация
  • Инвестиционная политика
    • Инвестирование средств пенсионных резервов
    • Управляющие компании
    • Специализированный депозитарий
  • Реквизиты
  • Новости и пресса
  • Вакансии

НПФ «ГАЗФОНД» осуществляет управление средствами пенсионных резервов вкладчиков и участников с 2004 года. Фонд размещает средства пенсионных резервов самостоятельно и через управляющие компании.

Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением правительства РФ № 63 от 1 февраля 2007 г.

Инвестирование средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов

При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа. Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, несет ответственность перед фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом. 7. Фонд заключает с управляющей компанией договор доверительного управления, обязательные условия которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 8. Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.
9.

Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений нпф

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. Разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям — участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.

Подробности 1. Негосударственный пенсионный фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов

  • самостоятельно, а также
  • через управляющую компанию (управляющие компании).

Негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов

  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.

Размещение средств пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования,

предусмотренные Банком России, осуществляется негосударственными пенсионными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестирование средств пенсионных резервов нпф

Инфо

Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 9. Правила размещения средств пенсионных резервов, в том числе установление особенностей в зависимости от принятого фондом способа формирования и учета пенсионных резервов и порядок осуществления контроля за их размещением устанавливаются Банком России.


(п. 9 в ред.

Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10. Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ) 11. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются фондом на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — пенсионных счетах накопительной пенсии) в порядке, установленном Банком России. (п. 11 в ред.
Фонд имеет право управлять средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений самостоятельно и (или) через управляющую компанию (управляющие компании). В любом случае эта деятельность проводится в соответствии с ГК РФ, комментируемым Законом, Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г.
N 63 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Комментируемая статья определяет основные принципы, в соответствии с которыми осуществляется эта деятельность. Целью формирования и управления указанными средствами является возможность фонда выполнять обязательства перед своими участниками и застрахованными лицами, т.е.

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает Аранжереев М. М., Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - М.: ЭКСМО, 2006.:

Выбор стратегических целей, то есть направления инвестирования;

Формирование инвестиционных предпочтений (объектов инвестирования);

Установление инвестиционных ограничений (предельных величин количества того или иного вида активов).

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование // Спб., Питер. - 2006. - С. 298:

Эффективность;

Надежность.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий Власенко А. Формирование инвестиционного портфеля НПФ. // Пенсионные фонды. - 2001. - №4. - С.24-25.:

Венчурная стратегия, при которой делается прежде всего ставка на высокодоходные направления вложений при высоких значениях риска;

Умеренная стратегия, при которой инвестор стремится к оптимальному сочетанию доходности и надежности вложений;

Консервативная стратегия, рассчитанная на минимальный риск при приемлемых уровнях доходности инвестиций.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В правилах фонда должны быть регламентированы:

1. Основания для получения негосударственной пенсии;

2. Обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;

3. Порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов;

4. Порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;

5. Порядок информирования вкладчиков и участников фонда о состоянии пенсионных счетов;

6. Порядок оформления договоров по соответствующим вариантам пенсионных схем.

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Существует два основных типа пенсионных схем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - 2002.- №5.: негосударственный пенсионный фонд

1. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм;

2. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

В соответствии с «Правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов» активы фондов могут быть размещены в Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов - инвестиционная деятельность НПФ. // Пенсия. - 2000. - №11. - с.44-48.:

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

Ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Банковские вклады (депозиты);

Ценные бумаги других эмитентов;

Недвижимое имущество;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;

Ложение в интеллектуальную собственность;

Существление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;

Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;

Оплата расходов по ведению дел фонда и т.п.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;

В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений , а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

  • Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты - выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы ).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии , в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала , направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии - осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года - 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.