Новый закон о коллекторах июнь. Закон о коллекторской деятельности, изменения для коллекторов и должников

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", также именуемый "Законом о коллекторской деятельности" (далее – закон) 29 июня 2016 года был одобрен Советом Федерации. Можно предположить, что каких-либо серьезных препятствий для его дальнейшего вступления в силу уже не возникнет (в настоящее время находится на подписи у президента) и уже скоро по нему появятся первые результаты правоприменения.

Вместе с тем, окончательный текст закона оставляет без ответа достаточно много вопросов. Вполне допускаю, что он способен разочаровать обе заинтересованные стороны: и коллекторов, и самих должников, имеющих просроченные обязательства.

Разочарование первое: сроки вступления закона в силу

В соответствии с п. 1 ст. 22 закона, он вступает в силу со дня его официального опубликования. Однако предусмотрены и исключения. Главное из которых касается практически всего текста главы второй закона, в которой как раз и прописаны новые правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности и гарантии обеспечения законных прав и интересов должников. Вступление в силу этих правил законодателями отложено до 1 января 2017 года.

Фактически, с момента публикации закона вступят в силу только нормы, регулирующие порядок внесения в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

В число же норм отложенного действия попали не только новые правила о взаимодействии с должником и возможности его отказа от такого взаимодействия, либо взаимодействии только через посредника. Отложенными до января 2017 года оказались и такие базовые требования, как обязательство кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах действовать при возврате просроченной задолженности добросовестно и разумно; требование об отказе от применения методов, опасных для жизни и здоровья людей.

Вместе с тем, следует заметить, что подобные требования действуют и в настоящее время в соответствии с общими принципами, а также прямыми нормативными указаниями гражданского и уголовного законодательства.

В свою очередь, предусмотренный законодателем столь длительный переходный период не только дает возможность коллекторам не спеша проанализировать новый порядок, но и перестроить методику своей последующей работы с учетом оставшихся в законе лазеек (а их, как станет понятно в дальнейшем, немало!). В результате современные методы "выбивания задолженности" могут претерпеть лишь весьма формальные трансформации.

Можно спрогнозировать, что уже к осени, активность коллекторов и их "псевдоколлег" может значительно возрасти. Стремясь закрыть большинство проблемных долгов до вступления в силу новых правил, у ряда из них наверняка появится соблазн использовать и те приемы, которые в новом законе прямо запрещены.

У депутатов также остается возможность еще до наступления нового года успеть внести в закон поправки, с целью устранения хотя бы наиболее очевидных недоработок, о которых речь пойдет далее.

Разочарование второе: предоставляя дополнительные гарантии защиты прав должников, закон практически не предусматривает действенных методов защиты нарушенных прав и привлечения к ответственности за их нарушение

Отдельная статья, посвященная ответственности, в законе формально присутствует. Однако речь в ней идет только о гражданско-правовой ответственности кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах. На основании ст. 11, содержащейся в главе 2 закона (которая, как мы помним, вступает в силу только с 1 января 2017 года), эти лица "обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам". Все! Больше ни о каких формах ответственности закон не упоминает.

Конечно же, это не означает, что в случае, к примеру, причинения вреда здоровью должника, виновное лицо нельзя будет привлечь к административной или уголовной ответственности. Такая ответственность уже предусмотрена действующим законодательством.

Но и сама статья о гражданско-правовой ответственности кредитора и иных лиц, также лишь воспроизводит общие положения гражданского законодательства о возмещении вреда (например, ).

Следовательно, при применении ст. 11 закона, должник, в отношении которого были совершены неправомерные действия, столкнется с теми же проблемами, с которыми в настоящее время сталкиваются лица, обращающиеся за возмещением убытков и компенсацией морального вреда. Прежде всего, здесь следует помнить, что бремя доказывания факта нанесения морального вреда и размера причиненных убытков, по действующему законодательству, возлагается на самого должника, а собрать соответствующие документальные подтверждения далеко не всегда легко.

Более того, в некоторых случаях законодатель исключает для должника и возможность требования компенсации морального вреда. Так, согласно п. 6 ст. 6 закона в случае раскрытия конфиденциальных сведений о должнике, виновное лицо "обязано возместить должнику убытки". Упоминания о возможности компенсации морального вреда применительно к данному нарушению закон не содержит.

Что касается предусмотренной законом возможности исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, то как форма ответственности она допускается в подп. 4 п. 1 ст. 16 за "однократное грубое нарушение требований настоящего Федерального закона, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц".

Каких-либо разъяснений, что следует признавать "грубым нарушением закона", и каким образом информация о таких нарушениях должна поступать уполномоченному органу, ведущему реестр, закон не содержит.

Применительно к случаям неоднократного неисполнения предписаний уполномоченного органа, или иных нарушений требований закона, возможность исключения из реестра законом также допускается, но как следует из буквальной формулировки п. 2 ст. 16, остается правом, а не общеобязательной мерой.

Разочарование третье: стиль изложения закона одинаково труден для восприятия и понимания, как юристов, так и граждан, не имеющих юридического образования

Как известно, одной из основных причин неконтролируемого роста задолженности по кредитам граждан является банальная невнимательность со стороны физического лица при оформлении договора, а также непонимание значения некоторых финансовых и юридических терминов, используемых в его тексте.

Принятый закон также не отличается простотой формулировок, доступных для понимания граждан, не обладающих специальной юридической подготовкой. В качестве примера, здесь можно обратить внимание на изложение п. 13 ст. 8, согласно которому "В случае направления должником заявления кредитору, последний не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству без учета предусмотренных в заявлении ограничения или отказа должника от взаимодействия".

Так вправе или не вправе кредитор привлекать иное лицо? А если вправе, то как он должен сообщить привлеченному лицу о существующих ограничениях в его полномочиях? Согласитесь, чтобы понять, о чем вообще речь, даже юристу придется перечитать представленную норму внимательно не один раз! А ведь еще ее смысл нужно донести до клиента, обратившегося за консультацией. Вместе с тем, разбив сложное предложение на несколько, законодатель сделал бы ее понятней и проще для понимания, не утратив, при этом, и заложенного в нормативный текст смысла.

Также заметим, что достаточно большое количество предусмотренных законом ограничений во взаимодействии коллектора и должника вполне могут быть устранены уже на этапе заключения договора. Причем факт отказа от предоставленных законом прав и гарантий для должника может быть далеко не очевиден.

К примеру, отказ должника от предусмотренного п. 3 ст. 6 закона запрета на передачу кредитором третьим лицам персональных сведений о нем может быть оформлен в форме простого письменного согласия должника на обработку его персональных данных (п. 4 той же статьи). Обязательного включения в текст такого согласия указания, что речь в нем идет не только об обработке данных, но и об их передаче иным лицам, закон не требует.

Допущенные законодателем неточности в логике нормативного описания ряда предусмотренных законом процедур, способны вызвать затруднения и для профессиональных правоприменителей.

К примеру, непосредственное взаимодействие с должником по инициативе кредитора не допускается в случае нахождения должника на излечении в стационарном лечебном учреждении (п. 1 ст. 7 закона). Однако, в соответствии с п. 2 ст. 7 закона в случае непредставления подтверждающих документов, наличие соответствующих оснований "считается неподтвержденным". Процедуру предоставления подобных документов закон более подробно не регламентирует и не предусматривает возможность ее согласования в соглашении сторон. В результате, без однозначного ответа остаются вопросы, кому именно должны быть переданы такие документы: только кредитору или и лицу, действующему от его имени и в его интересах; о надлежащей форме и составе подтверждающих документов; о возможности их передачи через посредника; о моменте, с которого такие документы должны считаться полученными; о допустимости предоставления копий подтверждающих документов взамен оригиналов и т.д.

Попутно заметим, что на основании ст. 9 закона, о факте привлечения кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, кредитор обязан уведомить должника в течение 30 рабочих дней. Такое уведомление может быть направлено, в том числе и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Обращаю внимание, что в законе указаны именно рабочие, а не календарные дни. Причем, нужно еще учесть время, необходимое для доставки корреспонденции. Из всего этого становится очевидным, что какое-либо документальное подтверждение привлечения кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, должник может получить по прошествии нескольких месяцев с момента принятия соответствующего решения кредитором.

Не лишены определенных недостатков и нормы главы 3 закона, регламентирующей порядок ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 закона сведения о юридическом лице, вносятся в государственный реестр в течение 20 рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган комплекта документов, включающего, в том числе и выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 30 дней до даты представления документов (подп. 3 п. 2 ст. 12 закона). В случае представления неполного комплекта документов, необходимых для внесения в государственный реестр, во внесении сведений в реестр может быть отказано на основании подп. 2 п. 1 ст. 15 закона. Однако, в той же ст. 12 закона в п. 5 указывается, что "Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе". Так зачем тогда было вообще вносить указание на необходимость включения такой выписки в комплект документов, подлежащих предоставлению в обязательном порядке?

Вызывает сомнения и точность изложения требования о необходимости обязательного предоставления заявителем копий "документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подп. 8 п. 2 ст. 12 закона). Каких-либо дополнительных требований к содержанию такого сайта закон не предусматривает. Получается, что для формального соблюдения требований закона, заявителю достаточно документально подтвердить факт владения любым сайтом в сети "Интернет" вне зависимости от его реального содержания и отражения на нем информации о деятельности заявителя по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности?

Не прослеживается взаимосвязь данного требования и с нормой п. 9 ст. 12 закона, согласно которой "информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Необходимость предоставления, на этапе включения в реестр, документальных данных именно об официальном сайте заявителя норма подп. 8 п. 2 ст. 12 закона не устанавливает.

Увы, всеми перечисленными в настоящей колонке случаями, недостатки вступающего в силу закона не исчерпываются. Возможно, ряд из них вновь избранные депутаты Госдумы еще успеют устранить до 1 января 2017 года – момента когда закон заработает в полном объеме. Без этого решения о доработке, и должников, и самих коллекторов, вполне очевидно, уже ожидает немало сложноразрешимых проблем и нормативных коллизий.

Наличие долговых обязательств не благоприятно сказывается на заемщике. В случае, когда гражданин отказывается оплачивать долги, то к нему направляют коллекторов. Коллекторские агенства при взимании задолженности придерживаются ФЗ №230.

ФЗ О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был принят Государственной Думой России 21 июня 2016 года. Совет Федерации одобрил законопроект о коллекторах 29 июня того же года.

Законная сила ФЗ о коллекторах наступила 3 июля 2016. ФЗ №230 регламентирует действия, направленные на возврат долгов от физических лиц. Законодательный акт содержит 4 главы и 22 статьи:

  • Глава 1 обуславливает общие положения законодательного акта — предмет закона, сфера действия и т.д.;
  • Глава 2 характеризует разрешенные и запрещенные действия, которые применимы к должнику;
  • Глава 3 описывает требования, предъявляемые к коллекторскому агентству;
  • Глава 4 содержит заключительные положения.

Сфера применения законодательного акта:

  • Закон про коллекторов создан для защиты прав и интересов физ. лиц, направлен на взимание задолженности, которая возникла из-за денежных обязательств;
  • Данный законодательный акт не действует на граждан, являющихся кредиторами по денежным обязательствам;
  • ФЗ о коллекторах не распространяется на возврат долгов от Индивидуального Предпринимателя, если долги возникли в результате предпринимательской деятельности;
  • Закон не распространяется на долговые обязательства, связанные с задолженностями по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д.

Скачать

Правовое регулирование деяний, направленных на возврат просроченной задолженности, осуществляется на основании:

  • Гражданского Кодекса России;
  • ФЗ №230 о коллекторах.

Настоящий законодательный акт не распространяется на отношения, связанные с:

  • арбитражным судопроизводством;
  • судебным разбирательством по гражданским делам;
  • исполнительным производством;
  • адвокатской практикой;
  • бюро кредитных историй;
  • уголовными делами.

можно скачать по

Последние изменения ФЗ о коллекторах

Законодательные и нормативные акты подлежат пересмотру уполномоченными лицами. Периодического пересмотра требуют все законопроекты. Необходимы внесения изменений, поправок и дополнений для того, чтобы закон соответствовал нынешнему времени и был актуален при возникновении различных ситуаций.

ФЗ закон О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» сравнительно недавно вступил в пользование, поэтому в него еще не были внесены изменения.

Ст 4 ФЗ №230

Важным аспектом в рассматриваемом законе является 4 статья. Положения данной статьи раскрывают правила взаимодействия с должником. При возврате задолженности, кредитор воздействуя на должника, может использовать:

  • личные встречи;
  • вести телефонные переговоры;
  • отправлять телеграммы;
  • отправлять сообщения (голосовые, текстовые);
  • общаться с помощью радиотелефонной связи;
  • отправлять письма по почте (письма отправляются или по месту жительства или по месту нахождения должника).

Ст 9 ФЗ №230

При привлечении третьего лица к взысканию долга, используется 9 статья настоящего закона. Она содержит условия, по которым уведомляется должник о привлечении третьего лица. Основные условия заключаются в следующем:

  • Кредитор обязан уведомить заемщика в течение 30 рабочих дней. Срок считается со дня привлечения к делу третьего лица;
  • Уведомление направляется двумя способами:
  1. по почте;
  2. доставить уведомление под расписку (после получения, заемщик должен подписать бумагу).

Права коллекторов по новому закону

Новый закон о коллекторской деятельности гласит, что коллекторские агенства должны быть обязательно зарегистрированы в Государственном Реестре юридических лиц. Также у коллектора должен быть страховой полис. Полис необходим на случай возмещения убытков заемщику.

Согласно положениям законодательного акта, коллекторы вправе:

  • Проводить личные встречи с должниками, но не чаще одного раза в неделю;
  • Осуществлять телефонные звонки строго в установленное время;
  • Совершать телефонные звонки определенное количество раз, которое указано в ФЗ №230;
  • По закону, вести переговоры полагается только с заемщиком, за исключением некоторой категории граждан. К этой категории граждан относятся — банкроты, инвалиды и несовершеннолетние. Федеральный закон о коллекторах запрещает проводить какие-либо переговоры с указанной категорией лиц.

Ограничения

Новый закон о коллекторской деятельности содержит 6 ст. Статья описывает положения об ограничении действий кредиторов и гласит, что коллекторы должны действовать разумно и уважительно относиться к должнику. Что запрещено коллекторам:

  • применять физическую силу;
  • применять угрозы о причинении вреда здоровью;
  • портить или ликвидировать имущество должника;
  • угрожать ликвидацией имущества;
  • использовать меры, которые могут быть опасными для жизни;
  • выражать психологическое воздействие на должника или третьих лиц;
  • вводить в заблуждение;
  • злоупотреблять своими полномочиями.

При причинении какого-либо вреда гражданину, с которого взыскивается задолженность, коллектор обязан возместить ущерб.

В какое время имеют право звонить?

Закон для коллекторов устанавливает правила, касающиеся определенного времени для звонков. Коллекторы вправе:

  • Осуществлять телефонные звонки коллектор может максимум 8 раз в месяц, в неделю 2 раза, за один день не должно быть более одного звонка;
  • Звонить должнику в будние дни — с 8.00 до 22.00;
  • Звонить в субботу и воскресенье — с 9.00 до 20.00;
  • Скрывать телефонный номер, с которого поступает звонок должнику, коллектор не имеет права;

Куда жаловаться, если угрожают коллекторы?

В первую очередь, необходимо запомнить, что преследование, вымогательство и угрозы со стороны работников коллекторских агентств запрещены по УК РФ. Если коллекторы нарушают закон по взиманию долга, то должник вправе обратиться:

  • В полицию . Если есть угроза жизни, если подкидывают должнику листовки или письма с угрозами, тогда обращение следует направить в полицейский отдел;
  • В следственный комитет. В этот орган подается жалоба, когда коллекторы открыто вымогают денежные средства;
  • В прокуратуру. При подаче жалобы в прокуратуру, необходимо предоставить копии ранее поданных заявлений.

По российским законам, для подачи жалобы в вышеуказанные учреждения нужно предоставить доказательства угроз. В качестве доказательств выступают:

  • запись телефонного разговора;
  • видео фиксация;
  • показания свидетелей.

Закон о взимании долга должен с 2017 года обезопасить должников от неправомерного воздействия коллекторов.

Коммерческие банки самыми различными способами стремятся свести к минимуму проблемы невозврата кредитов. Основной метод снижения процента безнадёжных должников в составе кредитного портфеля банка – это переуступка долгов третьим лицам через . Другими словами, финансовые учреждения самостоятельной работе с проблемными долгами предпочитают продажу таковых коллекторским компаниям по безубыточной или вовсе ликвидационной стоимости. Цена пакета долгов в рамках договора переуступки в пользу коллекторов может быть в несколько раз (а то и в десятки раз) ниже номинальной суммы общего безнадёжного долга клиентов банка. Но в то же время коллекторы часто злоупотребляют полученными правами на долги частных лиц и совершают противоправные действия.

В этой статье пойдёт речь о новом законе о коллекторах № 230-ФЗ, принятом в 2016 году, который призван направить взаимоотношение коллекторов и должников в русло закона. Наиболее важные для заёмщика положения закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Как это было…

Коллекторы начинают самостоятельное взыскание долгов с заёмщиков или поручителей, порой в довольно жёсткой форме, а способы их «работы» балансируют на грани законности. Вплоть до 2016 года сомнение вызывала деятельность коллекторских организаций как таковая по причине отсутствия законодательной базы в этой достаточно новой сфере гражданско-правовых отношений. В свою очередь, представители коллекторского бизнеса действовали по принципу «что законом не запрещено, то разрешено». Преследование коллекторами становилось сущим кошмаром для недобросовестных заёмщиков – в ход шли ночные телефонные угрозы и шантаж, наглядная агитация в среде соседей и коллег по работе, бесконечные письма и визиты «мордоворотов» из hard collection. Неоднократно их преступления освещались на страницах известных журналов и газет, а также в эфире телевизионных каналов. В общем, этой проблеме дали ход.

Новый закон о коллекторах в 2016 году принят!

В противовес около-законной деятельности коллекторов, развитие получило новейшее направление юридической помощи – антиколлекторские услуги. Тем не менее ситуация с растущей статистикой невозврата долгов и коллекторский бизнес, как следствие данной тенденции, может закончиться очередной социальной дилеммой внутри огромной страны, если бы в естественный ход событий не вмешались юристы на уровне законодательной инициативы. Надо сказать, что наши парламентарии не бездействовали на этой ниве, и в начале 2016 года анонсировали рассмотрение и принятие соответствующего Федерального Закона.

Возможно, причиной такой резкой озабоченности правами недобросовестных заёмщиков и постановки коллекторов в законные рамки стала недавняя инициатива Президента Владимира Владимировича Путина о полном запрете деятельности частных коллекторов на территории Российской Федерации. Надо сказать, соответствующий законопроект тут же оперативно был внесён на повестку дня в Думу Председателем Сергеем Нарышкиным в соавторстве со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Впрочем, Правительство во главе с Премьером Медведевым также не осталось в стороне от законотворческого процесса по такому важному поводу, в результате чего появился документ, имеющий перспективу стать Законом.

И, наконец, в июле 2016 года появился федеральный закон N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» », с официальным текстом которого можно ознакомиться по этой ссылке .

Ключевые моменты закона о коллекторах (вступают в силу с 1 января 2017 года)

Итак, что же сулит коллекторам и заёмщикам новый закон в 2017 году? Рассмотрим ряд его ключевых моментов.

1 . Предъявлять требование к должнику о возврате просроченной задолженности может либо сам кредитор (или другая кредитная организация, которой перешло право требования долга) либо коллекторская организация, осуществляющая деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, которая в обязательном порядке включена в государственный реестр . Требуйте номер регистрации в госреестре перед началом общения! Кредитор не вправе привлекать двух или более лиц одновременно для осуществления деятельности по возврату долга.

2 . Коллекторы могут общаться с членами семьи должника, его родственниками, другими проживающими с должником лицами, соседями и т.д. (с любыми третьими лицами) только при условии согласия должника , и если третьим лицом не выражено несогласие на взаимодействие коллекторской организации с ним.

Причём должник в любое время может отозвать согласие. Отказ может быть направлен должником в виде соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом способами, по которым пришло уведомление с отказом.

3 . Взаимодействие кредиторов (или лиц, действующих от его имени и/или в его интересах) с должником возможно при личных встречах, в разговорах по телефону, с помощью текстовых (к примеру, смс-сообщения) или голосовых сообщений и с помощью почтовых отправлений. Другие способы взаимодействия могут быть определены только с помощью письменного соглашения между двумя сторонами, причём должник всегда может отказаться от дополнительных способов взаимодействия.

Отказ может быть направлен теми же способами, как и в предыдущем пункте. В случае получения уведомления с отказом, кредитор не вправе осуществлять какое-либо взаимодействие с должником способами, в которых было отказано.

4 . Коллекторы не должны иметь неснятую или непогашенную судимость. Территориально они должны находится только на территории РФ . Если они осуществляют свою деятельность из-за рубежа (например, в виде международных звонков), то это незаконно!

5 . Закон призывает действовать лиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности, действовать добросовестно и разумно.

Не допускается:

  • применять к должнику и другим лицам физическую силу, угрожать ей, убийством или причинением вреда здоровью.
  • уничтожать или вредить имущество либо угрожать такими действиями.
  • применять методы, опасные для жизни и здоровья людей.
  • оказывать психологическое давление на должника, в том числе использовать выражения или действия, унижающие честь и достоинство должника.
  • вводить должника в заблуждение относительно: размера долга; сроков исполнения и причин неисполнения обязательства; возможности применения к должнику различных мер административного и уголовно-процессуального воздействия, а также уголовного преследования; принадлежности коллектора к органам власти.
  • оказывать другие способы неправомерного причинения вреда должнику и иным лицам и злоупотреблять правом.

6 . Для передачи информации о должнике третьим лицам, должник должен дать согласие на в письменной форме в виде отдельного документа. В некоторых случаях данные будут переданы вне зависимости от наличия согласия (например, в Центральный Банк РФ). должником в любой момент.

7 . Не допускается раскрытие сведений о должнике неограниченному кругу лиц в интернете, в жилом помещении (любом строении), а также в виде сообщения по месту его работы.

8 . Не допускается воздействие на должника, если:

  • он признан или у него появилась договоренность с кредитором о реструктуризации долга.
  • он недееспособен, находится на лечении в стационарном лечебном заведении, является инвалидом 1-й группы или несовершеннолетним.
  • оно происходит в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени.
  • количество личных встреч превышает один раз в неделю.
  • телефонные переговоры совершаются: более одного раза в сутки; более двух раз в неделю; более восьми раз в месяц.
  • телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе по мобильной связи, приходят должнику в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени.
  • число таких сообщений превышает: два раза в сутки; четыре раза в неделю; шестнадцать раз в месяц.

9 . В начале любого взаимодействия лицо, занимающееся сбором просроченной задолженности должно в обязательном порядке представиться, назвав своё ФИО, и представить ряд других сведений (в зависимости от типа сообщения). Например, в телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе по мобильной связи, должник должен увидеть/услышать ФИО, сведения о факте наличия просроченной задолженности, номер контактного телефона кредитора или коллекторской организации. При почтовых отправлениях перечень данных для обязательного указания существенно расширяется.

Текст в сообщениях, направляемых должнику почтой, и в прилагающихся к ним документах должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом. Указываться в таких сообщениях должны следующие данные:

1) информация о кредиторе или о лице, действующем от его имени (в его интересах):

а) наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), ИНН, место нахождения (для юр.лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физ.лица);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора.

2) ФИО и должность лица, подписавшего сообщение;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) размер и структуру просроченной задолженности, сроки и порядок её погашения;

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены должником денежные средства, направленные на погашение просрочки.

10 . Кредитору запрещается утаивать информацию о номере контактного телефона , с которого поступает звонок должнику или направляется сообщение. Все должно быть легально.

11 . Кредитор или лицо, его представляющее, обязаны ответить на обращение должника по вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания не позднее 30 дней со дня поступления вопроса.

12 . В случае неправомерных действий по отношению к должнику, кредитор или коллекторы обязаны возместить ему убытки и компенсировать моральный вред.

Изменения, ограничивающие деятельность микрофинансовых организаций

Закон о коллекторах – 2017 предусматривает ряд изменений, ограничивающих деятельность микрофинансовых организаций, информацию о которых каждая МФО обязана размещать на первой странице краткосрочного договора потребительского займа (срок возврата по которому не превышает один год) перед таблицей с индивидуальными условиями договора.

Рассмотрим эти ограничения.

С 1 января 2017 года вступает в силу трехкратное ограничение (ранее было – четырехкратное) начисления процентов по договору потребительского микрозайма.

Для займов, срок возврата которых по договору не превышает одного года, МФО не вправе начислять заемщику – физ. лицу проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа. К примеру, при займе в 10000 рублей задолженность заемщика не должна превысить 40000 рублей. Такая сумма включает в себя сумму самого займа в размере 10000 руб. и начисленные проценты в размере 30000 руб. (10000 рублей х 3).

Обратите внимание, что это ограничение не распространяется на неустойку (пени, штрафы), а также на платежи за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату.

Другое важное ограничение касается просроченного возврата потребительского микрозайма (срок возврата по договору не более 1 года). После возникновения просрочки МФО вправе начислять должнику проценты только на непогашенную (оставшуюся) часть суммы основного долга , причем проценты будут продолжаться до достижения двукратной суммы непогашенной части займа.

К примеру, если непогашенная часть по просроченному договору составляет 10000 руб., то сумма, затребованная с заемщика, будет составлять не более 30000 рублей, которые включают сумму самой просроченной задолженности – 10000 рублей и начисленные на неё с учётом двукратного ограничения проценты – 20000 рублей (10000 рублей х 2).

Начисление процентов может быть возобновлено только после частичного погашения заемщиком займа и (или) уплаты причитающихся процентов.

Здесь надо иметь в виду, что платёж в счёт погашения микрозайма идёт в первую очередь на погашение задолженностей по процентам и основному долгу, неустойки и процентов, начисленный за текущий период платежей, и только потом гаситься тело долга. Поэтому, погасив часть просроченной задолженности, вы с большой долей вероятности погасите лишь долг по процентам, которые тут же начнут начисляться пока не достигнут двукратной суммы непогашенной части займа.

Неустойка (штрафы, пени) должна начисляться согласно закону только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга.

Некоторые нюансы

Что интересно, на региональном и краевом уровне в разных уголках Российской Федерации давно и успешно предпринимаются попытки борьбы с коллекторским беспределом в пользу защиты гражданских прав заёмщиков и гарантии личной неприкосновенности должников (а также их имущества) до вступления в законную силу решений суда. Таким примером может послужить принятое недавно в Кемеровской области (и действующее поныне) региональное постановление о безоговорочном запрещении частной коллекторской деятельности как таковой. Естественно, документ после вступления в законную силу свёл на «нет» возможности взыскания задолженностей коллекторами в области. В свою очередь, несколько коллекторских фирм уже безуспешно попытались обжаловать данное постановление в Генеральной Прокуратуре РФ.

Такого рода юридические коллизии и прецеденты уже не редкость в России, что свидетельствует о необходимости законного урегулирования деятельности коллекторов на федеральном уровне. Как известно, принятие рассматриваемого нами Закона 12-го апреля 2016 года в Государственной Думе не состоялось по причине большого количества предложенных к рассмотрению поправок со стороны профильных комиссий и комитетов. Последняя редакция документа (со всеми дополнениями и изменениями) увидела свет только в конце весенней сессии Парламента. Как и ожидалось, права коллекторов в новом Федеральном Законе существенно ограничиваются, особенно в контексте различных мер физического и психологического воздействия на заёмщиков.

В случаях же превышения коллекторами собственных должностных полномочий и попыток нарушения гражданских прав заёмщиков, правоохранительные органы (полиция и прокуратура) получают достаточно оснований жёстко пресекать социально опасные явления. Поэтому общественную важность и актуальность принятия специального законодательного акта о коллекторской деятельности просто невозможно переоценить.