Налоговый маневр в нефтяной отрасли. Законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли внесли в госдуму Налоговый маневр в нефтяной отрасли

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал полный пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.

В субботу на официальном портале правовой информации был опубликован подписанный президентом закон об изменениях в Налоговый кодекс. Это последний документ в пакете законов о завершении маневра. Накануне, 3 августа, был опубликован закон о постепенном снижении, вплоть до обнуления, экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра.

В целом маневр предусматривает, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон "О таможенном тарифе" и в Налоговый кодекс.

Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов.

Суть маневра

По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема.

В целях поддержки удаленных от основных рынков сбыта НПЗ закон вводит логистический коэффициент к акцизу на нефтяное сырье (от 1 до 1,5), позволяющий увеличить вычет на такое сырье в зависимости от региона нахождения завода. Так, коэффициент 1,05 сможет применять Омский НПЗ, 1,1 — Коченевский и Антипинский НПЗ, 1,3 — Ухтинский НПЗ, 1,4 — Ангарский НПЗ, 1,5 — Ачинский НПЗ.

Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 года по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина пятого класса. Требование об обязательных поставках не будет распространяться на заводы, ранее заключившие четырехсторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации. НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тысяч тонн нефти в 2017 году.

Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, чтобы компенсировать нефтяникам недополученное от экспорта топлива и таким образом сдержать внутренние цены.

Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным. То есть, как поясняли в Минэнерго и Минфине, при росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 году — 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой, чтобы компании не повышали цену внутри РФ. При снижении мировых цен на нефть нефтяники будут перечислять в бюджет те же 50%.

Маневр предполагает и право правительства в случае форс-мажора, а именно резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке, вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Правительству предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.

Ранее Госдумой был принят закон, который позволяет правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин — 55%.

Кроме того, документ «сохраняет относительный размер и условия действия до 1 января 2019 года пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также добыче трудноизвлекаемой нефти». Это, как указали в кабмине, будет осуществляться путем корректировки понижающего коэффициента Дм (показатель, характеризующий особенности добычи нефти) к ставке НДПИ при добыче нефти.

Также предложенная правительством реформа предусматривает «механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов».

Помимо этого говорится в подготовленном кабмином документе и об «индексации установленных ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции». «При этом ставки акцизов на период 2019-2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством», — отмечается в сообщении пресс-службы.

Также законопроект о завершении налоговой реформы предлагает установить «вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты».

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, как подчеркнули в кабмине, должна будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».

Все эти положения, как отметили в пресс-службе, были одобрены правительством на заседании 21 июня. В ходе этого мероприятия российский премьер-министр Дмитрий Медведев , что действующие в настоящее время льготы по НДПИ для нефтяников сохранятся на текущем уровне. Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса, смогут получить вычет по акцизу на нефть, заверил глава кабмина. Подобные меры, как пояснил тогда же вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, федеральному бюджету России в течение шести лет 1,3-1,6 трлн руб.

Законопроект о завершении налогового маневра обсуждался в России на протяжении более чем двух последних лет. Инициатива между Минфином и нефтяниками. «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что реализация подобной идеи на бензин и дизельное топливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Стоимость других нефтепродуктов, в том числе битума, мазута, авиакеросина и судового топлива, из-за этого, по информации собеседников издания, должна вырасти не менее чем на 50%.

Цель - увеличить доходы бюджета +1,6 трлн руб в теч. 6 лет.
Как?
Сокращение экспортной пошлины на нефть поэтапно с 2019 по 2024 год.
Одновременно, будет повышен НДПИ.

Отмена экспортной пошлины сделает экспорт более выгодным, а значит, продавать бензин внутри страны станет еще более невыгодно, либо должны повыситься цены на бензин (т.к. внутренние цены следуют за экспортными плюс размер акциза). Чтобы этого не произошло, будет предусмотрена компенсация:
НПЗ, выпускающие бензин, получат отрицательный акциз = -3тыс.руб на тонну.
Это только для крупных заводов у к-х более 10% приходится на бензин 5 класса.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Потому что сейчас из-за роста цен на нефть и курса бакса, производить и продавать бензин на АЗС в РФ стало убыточно. Я об этом . А вот что говорит гендир Газпромнефти Дюков:
Розничная сеть АЗС работает в убыток - 2,5–4 тыс. руб. на тонну (1,9-3 руб/литр). Долго независимые сети, если они работают честно… так работать не могут.
НПЗ, которые не выпускают бензин, вообще никаких льгот не получат.
Вводится плавающий акциз = возврат 1/2 разницы между экспортом и внутр. ценой.
Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое
Коммерсант пишет , что налоговый маневр негативен для НПЗ:
предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах

Я пока не понимаю почему такой вывод, если-таки планируется установить отрицательный акциз.
Но вообще я слушал недавние высказывания премьера, он похоже как и наше население, наивно думает, что НПЗ получают на переработку бесплатную нефть и ничего зарабатывать не должны:))

Совещаение у Козака по налоговому маневру состоится завтра, 14 июня 2018, после чего законопроект будет внесен в Госдуму.

Атон пишет, что новый закон определению приведет к росту цен на моторные топлива в России, поскольку:

1). Экспорт станет более привлекательным, чем внутренние поставки;

2). Отмена экспортной пошлины приведет к удорожанию сырья - цены на нефть нетбэк.
Мое мнение: вроде как бензин из-за плавающего акциза не должен повыситься в цене, напротив, он не будет расти вслед за ценами на нефть.
А вот другое топливо, такое как судовое топливо и авиакеросин могут подорожать экстремально, т.к. пока по ним никаких налоговых льгот не предусмотрено.

Идея с плавающей ставкой акцизного налога (в настоящее время есть только фиксированные акцизы) выглядит разумной для нас, поскольку она должна привести к более гибкому ценообразованию в отношении внутренней цены на нефтепродукты, отражающему ситуацию на рынках, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.
p.s. окончательные параметры закона пока не утверждены. ждем конкретику.

Суммарная прибыль российских нефтяных компаний за 2017 год составляет 1,45 трлн руб:

Налоговый маневр будет уменьшать прибыль сектора на 1,6/6=267 млрд руб, что составляет 18% прибыли сектора за 2017 год .
весьма неслабый маневр, при том, что конъюнктура 2017 г была неплохой:)

mozgovik.com/ - подписка на исследования рынка

Москва. 24 июля. сайт - Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон "О таможенном тарифе".

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год - до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах - 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году - до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году - до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма - акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти" .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКОЙЛа" .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти" .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

"В первый год работы влияние "налогового маневра" на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти", - сказал он тогда.

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли с 2019 года - резкая отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с повышением НДПИ - могла бы принести бюджету РФ около 4,4 трлн руб. до 2025 года, считают эксперты Института Гайдара. При этом они не предлагают компенсационного снижения акцизов, из-за чего с 2019 по 2024 год цены на бензин могут вырасти на 17% без учета инфляции. Российским НПЗ, большая часть которых в глубине страны из-за маневра окажется в зоне отрицательной рентабельности, предлагается дать субсидии, которые будут постепенно сокращаться до нуля к 2024 году в рамках логики «модернизируйся или умри». Источники “Ъ” в отрасли и правительстве, а также аналитики считают предложение недостаточно продуманным.


Тема завершения налогового маневра в нефтяной отрасли была вновь поднята в сентябрьском выпуске мониторинга экономического развития РФ, который делают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Под налоговым маневром понимается отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и перенесение налоговой нагрузки полностью на добычу нефти через увеличение НДПИ. По оценке заведующего лабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Андрея Каукина, завершение маневра с 1 января 2019 года дало бы в следующие пять лет прирост доходов бюджета на 4,4 трлн руб., а также способствовало бы оптимизации нефтепереработки в РФ. Эксперты института предлагают сохранить акцизы на бензин на уровне 2018 года, в результате чего, по их оценкам, розничные цены на бензин с 2019 по 2024 год вырастут на 16,7% в реальном выражении вследствие роста внутренних цен на нефть (из-за повышения НДПИ) и снижения экспортного netback (из-за обнуления пошлин). Минфин, который разрабатывал сходные предложения в 2016 году, предусматривал снижение акцизов, чтобы отчасти защитить потребителей от роста цен на топливо.

Эксперты института, как и Минфин ранее, предлагают дать НПЗ субсидии, поскольку без них даже самые современные российские заводы окажутся на грани рентабельности, а большинство заводов - за ней. Сейчас уровень экспортных пошлин на светлые нефтепродукты существенно ниже, чем на нефть, и эта разница является фактически налоговой субсидией для нефтепереработки. С обнулением пошлин эта субсидия исчезнет.

При этом эксперты Института Гайдара предлагают давать «паушальную субсидию» (единовременная выплата) всем НПЗ, которая будет вначале довольно значительна (841 млрд руб. в 2019 году), однако к 2024 году должна сократиться до нуля. Такой подход, по мнению авторов мониторинга, заставит НПЗ либо модернизировать производство, либо закрыться. «Некоторые заводы без модернизации своих мощностей не смогут функционировать с положительной рентабельностью и будут вынуждены запустить процесс модернизации. Субсидия таким НПЗ направлена на обеспечение их функционирования в переходном периоде. Субсидия также может быть предоставлена тем НПЗ, которые уже начали процесс модернизации для обеспечения возврата на уже осуществленные инвестиции»,- отмечают они. Но остается неясным, как будет определяться субсидия для конкретных НПЗ.

Между тем этот вопрос является ключевым в дискуссии о завершении налогового маневра. Когда идея о резком завершении маневра впервые появилась в Минфине в 2015 году, она рассматривалась прежде всего как средство экстренного наполнения бюджета в условиях, если цены на нефть будут устойчиво ниже $40 за баррель. Уже в 2016 году, когда бюджетная ситуация улучшилась, Минфин прекратил настойчиво лоббировать завершение маневра.

Сложность ситуации в том, что нефтепереработке РФ в целом необходимы субсидии из-за так называемого логистического отставания заводов, расположенных вдалеке от портов в глубине страны. Это связано с тем, что перевозка нефтепродуктов по железной дороге заведомо дороже, чем транспортировка нефти по трубопроводу. В нормальных экономических условиях всегда будет выгоднее экспортировать нефть и перерабатывать ее на НПЗ в Европе или Азии, расположенных рядом с потребителями. Поскольку нефтепереработка в РФ ориентирована на экспорт (как минимум мазута и дизтоплива), она без субсидий не сможет конкурировать с зарубежными НПЗ, даже если полностью модернизировать российские заводы. Это приведет к тому, что часть НПЗ в России нужно будет закрыть, что существенно повлияет на топливный баланс в регионах. Как не раз отмечали собеседники “Ъ” в Минэнерго, придется решать социальные вопросы и так далее, так как до сих пор в России не было опыта закрытия крупных НПЗ.

Соответственно, вопрос в том, по каким критериям выдавать субсидии. Если выдавать их исходя из поддержания нормальной рентабельности всех НПЗ, это приведет к абсурдной ситуации, когда наибольшую субсидию получат наиболее примитивные и технологически отсталые «самовары», владельцы которых не вкладывались в модернизацию. Другой вариант - выдавать субсидии в «ручном режиме» исходя из важности того или иного завода для обеспечения топливом российских потребителей (так отсекаются небольшие простые НПЗ). Но такой механизм не слишком справедлив по отношению к владельцам крупных модернизированных НПЗ, которым субсидия может не понадобиться.

В конце 2016 года обсуждался вариант привязать выдачу субсидий к поставкам бензина на внутренний рынок (де-факто это субсидирование производства бензина). Проблема этого варианта, в частности, в том, что тогда наибольший удельный размер субсидий получали бы ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» - владельцы сравнительно новых НПЗ, а «Роснефть», на которую ляжет основная нагрузка в виде роста НДПИ, получит сравнительно меньше и к тому же должна будет быстрее модернизировать свои мощности. Кроме того, подобные субсидии были бы «вечными», тогда как в Институте Гайдара предлагают довольно быстро обнулить их.

«Завершение налогового маневра необходимо, но, предлагая резкую отмену экспортных пошлин, нужно учесть, что это приведет к существенному сокращению нефтепереработки и закрытию ряда крупных НПЗ»,- отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Даже если предположить, что все НПЗ пойдут по пути модернизации, логистическое отставание заводов в глубине России не позволит им успешно конкурировать при экспорте нефтепродуктов с заводами близ границы и в портах. Это отставание потребуется компенсировать субсидиями из бюджета, что не заложено в предложении экспертов.